Советы детского психолога,
как отучить ребенка говорить плохие слова

В разговорах с родителями часто приходится слышать о том, что ребенок говорит бранные слова. И как очистить детскую речь от этих слов, родители не знают.
Специалисты, которые работают с детьми в садах, школах, на курсах в центрах раннего развития детей, также отмечают, что грубые слова прочно вошли в лексикон детей и истребить их под силу только родителям.
Раньше, в советские времена, когда молодежь не была повально увлечена модными подходами к воспитанию детей, за дело брались бабушки — мыли ругнувшемуся ребенку рот с мылом.

 
 

Это, несомненно, негуманно, неэффективно и приводило только к появлению травмы, недоверия родителям, затаенной обиды. Бранные слова при этом продолжали употребляться, но уже «втихую».

 

Пока дело не зашло слишком далеко и пока еще не требуется психолог для ребенка, давайте разберемся, откуда в детской речи появляются грубые, жаргонные словечки?

1. Подражание. Ребенок эти слова услышал, а не придумал сам. Самое время задуматься об источниках — сад, школа, друзья, телевизор, родственники. Как минимум родителям можно начать с себя — проанализировать свою речь во время общения не только с ребенком, но и с окружающими, друзьями, по телефону. Сделать выводы.

2. До 4-5 дети не видят разницы между плохими и хорошими словами. Они исследуют мир, повторяют то, что слышали, играют словами. Употребление нехороших слов чаще всего неосознанно. А вот как реагируют окружающие на эти слова — влияет на то, останется это слово у ребенка в лексиконе и он станет его произносить специально и осознанно, или же он о нем быстро позабудет.

3. Обычно «плохие слова» взрослые произносят эмоционально окрашено. Поэтому ребенок запоминает их хорошо, так как у него они связаны с какой-то эмоцией. Значение слова при этом часто остается для ребенка непонятным.

 

Теперь давайте попытаемся определить причины сквернословия.

1. Подражание. Ребенок хочет быть на кого-то похожим. Постарайтесь узнать, на кого.

2. Привлечение внимания. Когда окружающие бурно реагируют на речь ребенка — смеются, удивляются, резко просят замолчать и ругают, в общем, обращают излишнее внимание на слова — ребенок это фиксирует и в дальнейшем для привлечения внимания снова использует этот же прием. Такой способ обратить на себя внимание даже входит в привычку.

3. Желание огорчить родителей. Ребенок таким образом выражает протест. Ребенок может намеренно браниться, если расстроен и обижен на маму с папой, и при этом знает, что они нервничают, когда он произносит «плохие» слова.

4. Привычка. Если в семье, в саду, в кругу друзей грубые слова — норма, звучат часто и не по делу, то дети быстро привыкают к такой лексике и привыкают выражать свое состояние и отношение к чему-либо так же, как и окружающие их взрослые.

 

Как реагировать родителям, если ребенок использует грубые слова.

Чаще всего взрослые впадают в шок, громко негодуют или же никак не реагируют на высказывания чада.
И во всех этих случаях поступают неверно.
Гнев, шок и резкое осуждение могут подействовать, но насовсем слова из детского лексикона не уйдут и спустя время снова всплывут, изменения поведения не произойдет.
Если игнорировать и никак не реагировать, ребенок сочтет, что ругаться — нормально.

 

Что же делать?

Не паниковать и не закрывать глаза на происходящее. В просто сразу СПОКОЙНО поговорить с ребенком. Сообщить, что слова, которые он сейчас произнес, — грубые, некрасивые и в вашем доме и семье их не используют. Таково правило вашей семьи. И маме с папой очень хочется, чтобы он их больше не употреблял.

 

Иногда стоит объснить значение этих слов. Звучит непривычно, но это работает. Так как часто дети не понимают смысл ими же сказанного.

 

Обязательно обучайте ребенка понимать свои чувства и уметь их распознавать. Научите его говорить «я обиделся», «я грущу», «я раздражен», «я злюсь», «я стесняюсь», «я рад». Расскажите, что именно такими словами сообщают люди о своем состоянии, а те, кто слов знает немного, используют некрасивые слова. Что плохие слова — признак бедной фантазии и плохого воспитания.

 

Предложите альтернативу плохим словам. Придумайте им замену вместе. Можно поиграть в «обзывалочку». Но перед игрой договоритесь, что называете друг друга словами в разумных пределах и никто не обижается, если «обзывалка» не понравится. Договоритесь, какие слова употреблять в игре нельзя. Так ребенок быстро поймет, что вместо бранных слов можно употреблять и привычные слова, что главное здесь не слово, а интонация.

 

Например: — А ты старый ботинок! — А ты бешеный бегемот! — А ты кипящий суп!
И т. д.
Игра выходит веселая, в ней ребенок учится выражать свои чувства, не разрушая при этом отношения.

 

Помогите ребенку почувствовать себя взрослым. Предлагайте ему такие дела, где он может самоутвердиться и повысить свою самооценку.

 

Если же употребление бранных слов — следствие нехватки внимания со стороны взрослых, нужно постараться исправить ситуацию и наладить отношения в семье.

 

Говорите своим детям почаще добрые красивые слова, о том, как вы их любите. Ведь бывает, и одного слова достаточно, чтобы ребенок почувствовал себя любимым, счастливым и окрыленным.