Как грамотно выбирать игрушки с учётом возраста ребёнка? (И почему это так важно!)

Каждая мамочка хочет, чтобы у ее крохи были самые лучшие вещи и самые красивые игрушки. Родители зачастую скупают в детских магазинах все подряд, думая, что этим принесут ребенку счастье. Но полезно ли такое отношение? И еще один важный вопрос: вы задумываетесь над тем, подходит ли игрушка конкретно вашему ребенку и как он будет ее использовать?

Очень важно, чтобы с самых ранних лет малыш не был избалован лишними вещами. А еще нельзя, чтобы ребенок был окружен игрушками, которые могут нанести ему вред. Как же подобрать идеальную? Есть три важных критерия, по которым вы можете определить действительно полезную и интересную игрушку.

Первое: возраст и возможности ребенка

Давно известно, что друг от друга дети отличаются по культурному, умственному, эмоциональному и физическому развитию. Это значит, что подбирать игрушки для ребенка тоже следует с учетом индивидуальных особенностей. Если купить малышу предмет, который предназначен для подростка – он не сможет им пользоваться, а скорее всего просто сломает его. И наоборот, если вы купите школьнику игрушку, предназначенную для младенца – она не будет ему интересна и останется пылиться в углу. Кроме того, учитывайте умственные способности детей, ведь игрушка, с которой они не сумеют разобраться самостоятельно может сильно понизить их уверенность в себе, а также чувство собственного достоинства.

Хорошая игрушка подходит ребенку, радует его, развивает его способности и обучает полезному, а еще наделяет готовностью учиться новому.

Как выбрать игрушки по возрасту

Как играют дети по возрастам

Груднички (до года)

Когда малыш появляется на свет ему хочется исследовать этот удивительный мир. Первые игрушки создают условия для развития малыша. Их хочется за одну игру получить сразу все ощущения. Поэтому они трогают, пробуют, кидают, наблюдают. Затем игра начинает усложняться. Схватить предмет, потрясти. Этот этап появляется около 4 месяцев. К 6 месяцам ребенок умеет перекладывать игрушку с одной руки в другую. А в 9 месяцев усовершенствованные навыки дают возможность поднимать мелкие игрушки. Ребенок может в этом возрасте изучать все сам, около года ему уже необходима помощь. Малыш начинает подражать. И самое для него – это взрослый человек, а не игрушки.

К году ребенок уже начинает понимать взаимодействие вещей, их запах, вкус, звук. Следующая стадия развития — это исследование функционала предметов. Т.е. для чего они нужны.

Ясельки (дети от года до трех)

Ребенок этого возраста настоящий исследователь и экспериментатор. Ему уже интересен не просто предмет, а его функции, назначение. Это уже игры с моторикой, которые развивают мозг очень быстро. Если вы замечали, как ребенок говорит по телефону, точнее изображает это, пытается сделать, что-то из кубиков, подражает – значит ваш ребенок достиг этого этапа развития, и очень хорошо, если это происходит раньше, значит развитие вашего ребенка опережает возраст.

После года ребенок уже четче различает цвета, и новые яркие игрушки будут радовать его. Он может рисовать мелом, если вы купите доску. В три года он может уже кататься на трехколесном велосипеде. Ошибки этому возрасту характерны, ведь малышу хочется попробовать абсолютно все. И Игрушки для его возраста подобрать не сложно.

Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет)

В этом возрасте все действия уже более осознаны. Они не только могут использовать предметы по назначению, но и фантазировать, придумывать собственные миры. Для них игра – это использование предметов по максимуму.

Таким детям очень нравится представлять себя кем-то. Мальчики настоящие супергерои, космонавты, которые должны защитить мир, с помощью своих сверхспособностей. Девочки чувствуют себя принцессами, волшебницами. Этому еще и способствуют мультики, сказки. Вполне вероятно, что у ребенка появится воображаемый друг. Это вполне нормально, с помощью него ребенок учится справляться со стразами, переживаниями, мечтами.

Еще дошкольный возраст — это целое представление. Дети очень любят показывать и хвастаться, так что смотрите внимательно, если он прибежит вам показать свое достижение. Детям в этом возрасте нравится устанавливать контакт, они учатся дружить. Плюс игры переходят на физический уровень развития. Им нравится бегать, скакать.

Школьники (от 6 до 10)

Когда ребенок идет в школу он уже имеет запас огромного количества знаний. Теперь задачи усложняются, вырабатывается система обучения. Социализация происходит в более сложных условиях. И игры тоже становятся сложнее. Те навыки, которые приобретались ранее начинают развивать в ребенке таланты, и это могло произойти через простую игру. Теперь некоторые игры заменяют хобби. Дети больше тянуться к командным играм в мяч, догонялки, казаки-разбойники и т.д. Семейные игры в этот момент помогают ребенку чувствовать себя в своей зоне комфорта, так что не пренебрегайте временем общения, только потому что ребенок подрос.

Третье: удовлетворение психологических потребностей

Хорошая игрушка подготавливает детей к обучению в будущем, развивает их врожденные склонности и желания. Кроме того, она создает для ребенка возможность выразить свои предпочтения.

  • Правильная игрушка побуждает детей к развитию познавательных способностей, тренирует их умение познавать и рассуждать и дает возможность фантазировать и изобретать.
  • Игрушка должна помогать ребенку освоить новые социальные роли, поощрять сочувствие и солидарность, давать возможность сравнивать индивидуальную игру с коллективной.
  • Хорошая игрушка – безопасна. У нее нет острых углов, она не слишком тяжелая, но устойчивая и хорошо сохраняет равновесие. Сделана она из экологичного материала, не содержит мелких частей, а краска, которая нанесена на поверхность, не токсична.
  • Правильная игрушка соответствует окружающей ребенка действительности. Она привлекательна по виду и цвету, и вызывает положительные эмоции. Кроме того, игрушка должна отвечать эстетическим принципам.

Выбираем игрушки по возрасту

Игрушки для детей 4-7 месяцев

Кольца-прорезыватели. У многих детей в возрасте четырех месяцев начинают резаться зубки. Прорезыватели могут быть разными по форме, фактуре и жесткости. Их изготавливают из силикона, латекса, пластика ил это будут прорезыватели, отличающиеся по форме, фактуре и жесткости, си дерева. Приобретите для своего малыша несколько разных прорезывателей, а он уже сам выберет тот, который ему подходит больше.

Деревянные шнуровки-бусы. Незаменима для развития мелкой моторики.

Тряпичный кубик или мяч. Такая игрушка идеально развивает хватательные навыки. Если внутри нее будет бубенчик, то будет развиваться еще и слух. Главное, чтобы эта игрушка была небольшого размера и удобна для хватания маленькими ручками.

Как выбрать идеальную игрушку

Прежде, чем купить понравившуюся с виду игрушку, задайте себе несколько важных вопросов.

  1. Соответствует ли эта игрушка возрасту вашего ребенка? Справится ли он с ней самостоятельно? Сумеет ли разобраться в принципе действия?
  2. Привлекательна ли игрушка с точки зрения ребенка?
  3. Соответствует ли игрушка нормам Ислама?
  4. Безопасна ли игрушка? Если малыш будет играть с ней один – не получится ли так, что он сумеет навредить себе?
  5. Пробуждает ли игрушка фантазию или желание изобретать?
  6. Обучает ли нравственности? Игрушка предназначена для игры одному или в группе?
  7. Не ведет ли использование игрушки к неверию?

Только в том случае, если на все эти вопросы вы ответили утвердительно, можно без опаски купить понравившуюся игрушку, и смело подарить ее ребенку: она обязательно ему понравится.

Правила выбора детских игрушек

Выбирая игрушку, присмотритесь к ней и рассмотрите её, прочитайте всё, что написано на упаковке. Важно обратить внимание на:

Статья по теме

Новый год для ребенка: нужно ли взрослому наряжаться Дедом Морозом?
Материал. Игрушка должна быть изготовлена из безопасных материалов. Не покупайте игрушки, сделанные из натурального меха и древесной коры, кроме того, игрушки из кожи не рекомендованы для детей до 3 лет. Выбирая мягкие игрушки, стоит помнить, что у них должен быть плотный и хорошо прошитый ворс, так как они могут линять. Также в мягких игрушках скапливаются бактерии, и они могут стать источником инфекций, поэтому это не лучший вариант для самых маленьких деток и тех, кто склонен к аллергическим реакциям.
Форму. Игрушка должна быть без острых выступающих частей, заусенцев и острых углов, о которые ребёнок может пораниться.

Цвет, который должен быть максимально естественным. Во-первых, это не нарушает представления ребёнка о реальном мире, а во-вторых, игрушки «ядовитых цветов» могут пугать детей и содержать «токсичные» красители. Также стоит избегать чёрных и ярко-красных игрушек, они могут быть плохо восприняты ребёнком.

При выборе стоит учитывать, что до 4 месяцев дети лучше всего видят жёлтый цвет, потом оранжевый и красный, а к 6 месяцам различают почти все цвета радуги.

Запах. Не стесняйтесь прямо в магазине принюхиваться к игрушке. Она не должна иметь стойкого неприятного запаха, а если имеет, значит, она изготовлена из «токсичных» материалов.

Подробнее >>

Инструкцию, которую стоит изучить заранее, ещё до покупки. Инструкции по правильному использованию игрушки могут быть нанесены как на саму игрушку, так и на упаковку и на этикетку или быть в форме вкладыша. В инструкции должна быть указана следующая информация:

  • о необходимости сборки и установки игрушки именно взрослым (для игрушек, которые не должны собираться ребёнком);
  • по наличию деталей, потенциально представляющих опасность для ребёнка в случае неправильной установки игрушки (для горки с доской для скольжения, подвесных качелей, колец, трапеций, канатов и т. п.);
  • по эксплуатации игрушки и мерам предосторожности;
  • предупреждение о возможности возникновения несчастных случаев при несоблюдении мер предосторожности;
  • указание о хранении игрушки в местах, не доступных для детей в возрасте до 3 лет;
  • о необходимости регулярных проверок основных элементов игрушек (подвесных устройств, креплений, оттяжек);
  • указания по осторожному пользованию игрушкой, чтобы избежать падений или столкновений, вызывающих травмы;
  • рекомендации по использованию защитного оборудования: шлемов, перчаток, налокотников, наколенников (для игрушек — роликовых коньков и роликовых досок).

Статья по теме

Чем занять ребенка дома? Советы молодым мамам
Предупреждающие надписи. Обратите внимание на правила безопасного использования игрушек. Например:

  • «Не рекомендовано детям до 3 лет» — на игрушках, представляющих опасность для детей в возрасте до 3 лет;
  • «Внимание! Пользоваться только под непосредственным наблюдением взрослых» — на игрушках функционального назначения, представляющих опасность для детей;
  • «Осторожно! Во избежание возможности запутывания ребенка снимите игрушку, когда ребенок начнёт подниматься на руках и коленях!» — на игрушках, используемых в колыбели, детской кровати или коляске.

Тематику. Приобретайте такие игрушки, которые не нанесут вред психике ребенка. Психологи не рекомендуют покупать детям разных монстров, мутантов и т. д.

Реалистичность. Специалисты Роспотребнадзора рекомендуют выбирать игрушки, которые похожи на реальных зверей или людей, чтобы ребёнок мог проводить аналогию.

Звук — он не должен раздражать слух и пугать ребёнка. Если игрушка с музыкальным сопровождением, перед покупкой прослушайте все мелодии и убедитесь в том, что малыш не испугается. Кроме этого, обратите внимание на громкость звука или возможность его регулировки.

Кстати, при покупке музыкальных духовых игрушек обратите внимание на места для соприкосновения с губами детей — они должны быть изготовлены из легко дезинфицирующихся материалов, не впитывающих влагу.

Детали. Несъёмные детали игрушек, изготовленные из твёрдых материалов, например металлов, древесины или пластмассы, должны быть установлены так, чтобы ребёнок не мог захватить их зубами. Если же детали отделяются от игрушки, то они не должны иметь острых кромок и концов.

Подробнее >>

Возраст ребёнка. При выборе игрушки обязательно обратите внимание на возраст, для которого игрушка предназначена. В соответствии с п. 3.4 СанПиН 2.4.7.007-93, на потребительской упаковке или вкладыше должна быть указана информация о возрасте детей, для которых предназначена конкретная игра или игрушка, в частности:

  • до года (ранний);
  • от года до 3 лет (ясельный);
  • от 3 лет до 6 лет (дошкольный);
  • от 6 лет до 10 лет (младший школьный);
  • от 10 лет до 14 лет (средний школьный).

Место, где вы покупаете игрушки. Покупайте игрушки в специализированных магазинах, не приобретайте игрушки «с рук» в местах несанкционированной торговли.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: