Взрослые могут слушать все, что захотят. Однако для крохи не каждая мелодия будет одинаково полезна. К выбору фоновой музыки для младенцев, а уж тем более той, которая будет использоваться целенаправленно, нужно подходить осознанно.
Первые звуки ребенок начинает слышать и воспринимать с 16 недель. Сначала это только стук материнского сердца. Затем — ее голос, голоса тех, кто ее окружает. После рождения кроха попадает в мир, полный звуков. Они становятся гораздо громче и четче.
В первые полгода они сливаются практически в одну сплошную какофонию, из которой малыш учится выделять нужные. Слух продолжает развиваться, а органы слуха завершают свое формирование.
Чтобы ускорить эти процессы, рекомендуется разговаривать с ребенком, петь ему, ставить композиции.
Однако нужно помнить, что для новорожденных может использоваться не вся музыка:
медленные спокойные мелодии;
в основном используется мажорная тональность;
веселая музыка для детей ставится утром, чтобы способствовать пробуждению, или во время игр и занятий;
в композициях не должно быть резких переходов, перепадов ритма и громкости;
небольшая длительность произведений: до 5 минут;
целенаправленное прослушивание должно занимать от 10 до 20 минут в день, желательно разбивать их на блоки по 5-7 минут в течение дня.
Малыши хорошо воспринимают инструментальную музыку, когда используется только 1 музыкальный инструмент или его партия четко выведена, остальной «оркестр» звучит на фоне. Особенно хороши фортепьяно и скрипка.
Также рекомендуется ставить для фона звуки природы: дождя, пения птиц, шуршания листвы и травы. В городах люди испытывают дефицит природных звуков.
Самый приятный звук для малыша — мамин голос. Поэтому не нужно стесняться петь, рассказывать стишки и потешки. Для ребенка это разновидность общения с мамой.
Влияние классической музыки
Польза классики для малышей ученые уже давно доказали.
Они даже составили список композиторов, произведения которых рекомендуется прослушивать в разных ситуациях:
Шопен, Штраус помогают избавиться от тревоги;
успокоительный эффект отмечен у композиций Бетховена и Шуберта;
снять напряжение помогают записи Баха;
Моцарт и Хачатурян вселяют бодрость и оптимизм;
улучшению концентрации внимания способствуют Чайковский и Мендельсон.
Прослушивание классических композиций не только позволяет выровнять эмоциональное состояние малыша, но и помогает ему развиваться интеллектуально. Благотворное воздействие классической музыки на детей отмечают и сами родители. Они часто ставят свои любимые произведения, подбирают те, которые нравятся малышам.
Отдельного внимания стоит музыка Моцарта. Композиции способствуют интеллектуальному развитию ребенка.
Дело в том, что мелодические переходы и колебания в произведениях совпадают с биоритмами мозга, что способствует его работе и развитию, благоприятно сказывается на творческих способностях, интеллекте и внимании новорожденного.
Именно поэтому специалисты советуют включать малышам Моцарта. Они даже составляют список из композиций, рекомендованных к прослушиванию.
Влияние классической музыки на ребенка
Далеко не все взрослые смогут похвастаться любовью к классике. Многим она кажется чересчур скучной и сложной, чтобы слушать ее каждый день. Однако детские психологи уверенно заявляют, что классическая музыка оказывает колоссальное влияние на психику детей.
Мы уже говорили, что с помощью классики можно корректировать эмоциональный фон ребенка. Чтобы успокоить кроху, ставьте композиции Шуберта, Брамса, Бетховена. Для улучшения настроения включайте ему Чайковского, для повышения активности выбирайте Моцарта, Листа, Хачатуряна. Если вы хотите снизить тревожность и неуверенность, предложите малышу послушать Штрауса и Шопена.
Музыка также влияет на развитие детского воображения. Вместе с определенными эмоциями возникают и зрительные образы. Даже в раннем возрасте ребенок способен представить персонажей музыкальных произведений, чем старше малыш, тем ярче его фантазии. Старший дошкольник уже может нарисовать рисунок по мотивам любимой песни.
Игра на музыкальных инструментах способствует развитию литературных и математически способностей у детей. Ритмичность и мелодичность учат малышей ощущать пространственные и временные представления. А еще многие юные музыканты начинают писать замечательные стихотворения.
Несмотря на пользу от классики, не следует принуждать детей к ее прослушиванию. Ставьте произведения разных стилей и наблюдайте за реакцией ребенка. Некоторые композиции будут его успокаивать, другие – наоборот, активизировать и бодрить. Через некоторое время вы сможете создать собственный музыкальный альбом, который будет благотворно влиять на малыша.
«Белый шум»
Концепция, которая используется в педиатрии относительно недавно. Белым шумом называют сочетание звуков, создающее монотонный фон. При этом набор может сочетать в себе звуки разной частоты и громкости, но при этом они будут сливаться воедино, поглощая все иные шумы и равномерно заполняя весь частотный диапазон.
Отсутствие перепадов или резких вклинивающихся звуков создает спокойную обстановку, что позволяет малышу быстро успокоиться. Белый шум часто используется вместо музыки для сна детям.
Есть природные звуки, создающие белый шум: шум водопада, шелест травы и листвы, ветер, журчание ручья. Техногенные звуки также могут относиться к белому шуму: звуки работы различных приборов достаточно монотонны, например, пылесоса, насоса, вентилятора, фена и пр.
Для создания белого шума можно использовать специальные аудиозаписи, а можно создавать его искусственно.
Например, включив, кран с водой, начав пылесосить, даже включив радиоприемник на свободной частоте. Можно шептать или шипеть.
Здесь нужно только наблюдать за реакцией ребенка: какие звуки ему нравятся, какие вызывают напряжение, какие – расслабление, какие становятся успокаивающей музыкой.
Правильный фон способствует:
быстрому засыпанию;
успокоению;
расслаблению;
крепкому сну без пробуждений;
более плавному переходу из одной фазы сна к другой;
исключению пробуждения от резких посторонних звуков;
поглощению посторонних шумов;
более качественному отдыху, релаксации.
Влияние классической музыки на ребенка
Далеко не все взрослые смогут похвастаться любовью к классике. Многим она кажется чересчур скучной и сложной, чтобы слушать ее каждый день. Однако детские психологи уверенно заявляют, что классическая музыка оказывает колоссальное влияние на психику детей.
Мы уже говорили, что с помощью классики можно корректировать эмоциональный фон ребенка. Чтобы успокоить кроху, ставьте композиции Шуберта, Брамса, Бетховена. Для улучшения настроения включайте ему Чайковского, для повышения активности выбирайте Моцарта, Листа, Хачатуряна. Если вы хотите снизить тревожность и неуверенность, предложите малышу послушать Штрауса и Шопена.
Музыка также влияет на развитие детского воображения. Вместе с определенными эмоциями возникают и зрительные образы. Даже в раннем возрасте ребенок способен представить персонажей музыкальных произведений, чем старше малыш, тем ярче его фантазии. Старший дошкольник уже может нарисовать рисунок по мотивам любимой песни.
Игра на музыкальных инструментах способствует развитию литературных и математически способностей у детей. Ритмичность и мелодичность учат малышей ощущать пространственные и временные представления. А еще многие юные музыканты начинают писать замечательные стихотворения.
Несмотря на пользу от классики, не следует принуждать детей к ее прослушиванию. Ставьте произведения разных стилей и наблюдайте за реакцией ребенка. Некоторые композиции будут его успокаивать, другие – наоборот, активизировать и бодрить. Через некоторое время вы сможете создать собственный музыкальный альбом, который будет благотворно влиять на малыша.
Без каких-либо ограничений можно использовать только мамины песенки для малышей. Эти звуки не способны принести вред крохе. Да имама сама на уровне инстинкта почувствует, что сейчас нужно ее малышу.
Ограничения при использовании музыки:
Нельзя ставить какие-либо композиции в то время, когда малыш спит или отдыхает. Это помешает полноценному восстановлению, мозг будет отвлекаться. В то же время тихие спокойные мелодии способствуют засыпанию. Но после того, как кроха уснет, звуки нужно убрать.
Нельзя использовать наушники. Направленный звук может привести к акустической травме.
Дети лучше всего воспринимают рассеянный звук. Желательно устанавливать колонки чуть выше головы дитя и на расстоянии не менее 1,5 м.
Не нужно использовать дополнительные эффекты.
До полугода нужно избегать шумных мест. До этого возраста у малыша не развит избирательный слух, что приводит к тому, что все звуки окружения сливаются воедино, что может пугать малыша;
Нежелательно включать рэп, рок, гранж и другие жанры, где используется много инструментов, есть резкие переходы и другие сложные для восприятия моменты. Это перегрузит нервную систему ребенка, будет угнетать ее.
Утром желательно ставить быстрые и легкие мелодии, к вечеру – спокойные. Это позволит правильно сформировать суточные ритмы.
Не увлекайтесь. В день должно звучать не более 2-3 произведений классиков.
Ориентируйтесь на самочувствие. Если ребенок болеет, у него наблюдаются судороги, проблемы с органами слуха, то нужно исключить прослушивание музыки из режима дня, требуется максимальное снижение акустической нагрузки.
Можно ли включать музыку новорожденным
Ребенок начинает слышать звуки, еще находясь в мамином животе. С 16 недели он уже слышит стук сердца матери, голоса родителей. После рождения все звуки для малыша становятся более четкими, но в силу физиологических особенностей, его слух остается неполноценным, поскольку продолжают развиваться и формироваться органы, распознающие звуки. Для ускорения этих процессов полезно разговаривать с ребенком, читать ему детские стишки и потешки. Не менее важно ставить грудничку спокойную, мягкую музыку. С первых недель жизни она будет помогать крохе расслабляться, успокаиваться, избавляться от тревоги. Также спокойные мелодии стимулируют интеллектуальное развитие.
Какую музыку полезно слушать младенцам
Новорожденным подходит далеко не вся музыка, а только с определенным эмоциональным окрасом. Мелодии для грудничка должны быть спокойными, позитивными, умиротворяющими — этим критериям полностью соответствует инструментальная музыка, предпочтение должно отдаваться фортепиано и струнным инструментам, особенно скрипке. Музыка должна быть гармоничной, без значительных перепадов громкости, ритма и скорости; Средней длины – длительность одной композиции не должна превышать 5 минут.
Психологи понаблюдали за реакциями младенцев и сформировали список композиторов, музыка которых приносит пользу в разных ситуациях:
если у малыша тревога, снять ее помогут Шопен, Штраус, Рубинштейн;
чтобы ребенок успокоился, включите музыку Бетховена, Шуберта;
расслабиться и снизить напряжение помогут произведения Баха;
для хорошего настроения лучшая музыка — это композиции Моцарта и Хачатуряна;
если нужно повысить концентрацию внимания, выбирайте произведения Чайковского и Мендельсона.
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Уже не один раз ученные утверждали, что именно классическая музыка лучше всего подходит маленьким деткам и более положительно на них влияет. Довольно часто родители выбирают для своих крох такие произведения, как: «Лунный свет» Дибюсси, «Аве Мария» Шуберта, «Ода радости» Бетховена, «Зима» Вивальди и так далее. Особое внимание стоит уделить музыке Моцарта. О том, что она особым образом влияет на ребенка и его интеллектуальное развитие начали говорить еще несколько столетий назад. Переходы во всех композициях Моцарта созвучны с биоритмами мозга, что при регулярном слушании способно повысить интеллектуальное развитие, внимание и творческие способности вашего ребенка. Большинство специалистов рекомендуют использовать музыку Моцарта именно для новорожденных детей. Наиболее популярными в данном плане композициями есть Опера Волшебная флейта – Ария Папагено, Симфония №4d, Анданте и так далее.
Важно, чтобы музыка нравилась самому малышу, вызывала у него радость и умиротворение. Хорошее «успокоительное» — звуки живой природы: пение птиц, шум морских волн, шум деревьев. Можно ставить новорожденным и песенки из мультиков, сказок, мюзиклов для малышей.
Читаем также: Белый шум: успокоительное для новорожденного
Развивающая музыка и песни для грудничков
Песни, которые поет мама, не только знакомят малыша с миром музыки, но и стимулируют его развитие. Крохе можно петь колыбельные перед сном, а еще песни-потешки при купании, переодевании, занятиях гимнастикой. Сами мамы часто даже не замечают, что начинают петь, занимаясь с малышом. Это одно из проявлений заботы о ребенке. Причем кроха всегда улыбается в ответ на песню мамы — и не важно, есть ли у нее музыкальный слух и вокальные данные.
Чтобы развеселить кроху, попробуйте поставить домашний мюзикл. Такое представление развеселит новорожденного и наполнит его жизнь яркими красками, весельем. Еще импровизированные музыкальные спектакли помогут привить грудничку музыкальный вкус и интерес к творчеству.
Устименко Т.В. Влияние музыки на развитие ребенка
Какую музыку включать нельзя
Несмотря на всю пользу музыки для воспитания и развития малыша, в ее использовании есть ряд противопоказаний.
Психологи и педиатры запрещают включать музыку, когда ребенок спит или отдыхает, единственное исключение – время засыпания и тихая, успокаивающая колыбельная.
Ни в коем случае нельзя надевать крохе наушники. Младенец воспринимает рассеянный звук, а направленный может спровоцировать акустическую травму. Источник звука должен находиться на расстоянии не менее 1,5 м от ребёнка, и, предпочтительнее, чуть выше его. Не используйте дополнительные эффекты.
Малышей младше 6 месяцев не стоит брать с собой в шумные места. Избирательное внимание у детей в этом возрасте еще не развито, поэтому все окружающие звуки для них сливаются в пугающую какофонию.
Новорожденным запрещено включать тяжелый рок, металл, рэп, гранж. Темп и сочетание музыкальных инструментов будут негативно влиять на состояние крохи, возможно даже будет угнетать его развитие.
Нельзя включать музыку очень громко. Рекомендуем с утра включать веселые мелодии, а вечером — спокойные. В день можно прослушивать не более 2-3 классических композиций, общей длительностью не более 10-15 минут, причём это время лучше всего разделить на два периода.
В целом только мамина песня не имеет противопоказаний. Практически от всей остальной музыки придется отказаться, если у ребенка: