15.01.2020
Учить стихи наизусть с ребенком 2-3 лет очень полезно для развития речи, памяти, воображения, пополнения словарного запаса. Малыш учится говорить и говорить стихами — красивым литературным языком. Учите стихи вместе с детьми, показывайте, как читать их выразительно!
Своим отношением и вовлечением, дорогие мамочки, вы привьете ребенку правильные ценности и ускорите его развитие.
Мы подобрали коллекцию маленьких коротких стишков для наших малышей. Все стихи веселые, понятные двухлеткам. Эти стихи подходят и для малышей 3 х лет!
Логопедические занятия в домашних условиях
Каждый ребёнок индивидуален. Один начинает разговаривать рано, другой – поздно. Конечно же, все родители переживают, когда их карапуз в 2 года не хочет говорить вообще, а только показывает пальчиком. Чтобы таких казусов не происходило, нужно с малышами регулярно проводить логопедические занятия.
В первую очередь чаду необходимо регулярное общение. Чтобы ему было интересно проводить время со взрослыми, нужно заинтересовать кроху. Тогда будут полезны логопедические занятия для детей. 2-3 года – возраст, когда ребёнок должен уметь говорить хотя бы отдельные слова. Если этого не происходит, тогда уделите максимум внимания упражнениям.
Чаще всего занятия с детьми основаны на подражании. Малыши стараются копировать окружающих. Это действия, слова, жесты, мимика и т. д. Ребёнок 2-3 лет неусидчив и не умеет сосредотачиваться, поэтому лучше всего с ним заниматься тогда, когда он сам этого захочет. Прежде всего родителям необходимо достигнуть эмоционального контакта с ребёнком. Когда это произойдёт, можно смело заниматься с малышом, играть или просто общаться.
Что должно насторожить родителей, если малыш ещё не заговорил?
Люди, находящиеся в непосредственной близости: родители, бабушки, дедушки в большинстве своём очень ответственно подходят к вопросам здоровья и воспитания. Если недомогания, связанные с различными болезнями, взрослые распознают, то молчание малыша не все способны выявить вовремя, списав это на характер. Поводом для беспокойства становится полное отсутствие речи, а также малое количество произносимых слов. На что следует обратить внимание:
- в год не говорит ни одного слова и не выполняет простые просьбы;
- в полтора года не произносит слов «папа», «мама»;
- в год и девять словарный запас не насчитывает пяти осмысленных слов;
- в два года не узнает и не называет людей на фото, не выполняет просьбы из двух действий «пойди в комнату и покажи игрушку папе», не называет части тела;
- в три года не может сказать как его зовут, не рассказывает или не досказывает стихи; окружающие не могут разобрать его речь; он говорит слишком быстро, либо слишком медленно.
Ребенок с закрытым ртом
В чем может крыться причина молчания малыша?
Важно! Если малыш не откликается на свое имя, не реагирует на просьбы и звуки, необходимо обратиться к педиатру для дальнейшего направления к врачу более узкой специализации
Причины задержки речи могут быть разными: от нарушения слуха до психо-эмоциональных расстройств разной степени. Необходимо понаблюдать за той средой, в которой воспитывается ребёнок. Все ли благополучно с психологической стороны. Может молчать, плохо разговаривать, если с ним не общаются и не занимаются.
Важно знать и характер малыша: одни дети активны, любознательны, легко находят общий язык с другими. Они часто начинают рано разговаривать. Другие дети созерцатели, мечтатели, им сложно адаптироваться в новых условиях. Могут молчать или говорить мало по причине стеснительности. Таким детям необходимо давать больше внимания и заботы.
Основные причины задержки развития речи у детей
- поражение слуха. Если малыш не говорит и ни коим образом не реагирует на речь и звуки, это может быть следствием перенесенного отита (воспаления среднего уха). В этом случае врач после осмотра назначит необходимое лечение;
- задержка развития в виду недозревшей нервной системы. Такое нередко происходит при недоношенной беременности и выявляется специалистами в первые дни жизни малыша;
- расстройство развития при умственной отсталости. Наряду с другими симптомами устанавливается специалистом;
- отсутствие мотивации. Может происходить в семьях, где чересчур опекают и предугадывают любые желания, отбивая у него необходимость разговаривать с домочадцами, просить их о чем-либо;
- отсутствие должного ухода. Когда ребёнком не занимаются совсем, предоставляя его самому себе, у него не вырабатываются навыки речи и сопровождающие её артикуляции;
- последствия психологической травмы. Может быть при раннем разлучении с матерью или другим человеком, который находится в тесном эмоциональном контакте;
- отсутствие непосредственного общения. Ребёнок может молчать, если родители в виду сильной загруженности просто не разговаривают с ним, либо произносят односложные фразы.
Формируем звуковую культуру речи для подготовки к обучению грамоте
Важно! Телевизор не способствует навыку речи у ребёнка
Что делать, если ребенок к 2-3 годам не начал говорить?
Необходимо исключить причины задержки развития речи, связанные с поражением слуха, нервной системы и умственной отсталости. Диагноз может поставить только врач. Родителям же нужно немного понаблюдать за ребёнком: при каких обстоятельствах он отказывается говорить, каков его словарный запас.
Иногда нужно просто больше времени проводить с малышом, разговаривать, рассказывать об окружающем мире, читать книги. Полезно записывать новые произнесенные звуки и слова в тетрадь. Если к трём годам ребёнок так и не начал разговаривать, то требуется консультация специалиста.
Мама с двумя детьми и книгой
Как развивать речь у детей 2–3 лет?
Дети воспринимают окружающий мир через основные органы чувств, так называемый сенсорный канал. Поэтому необходимо давать им информацию с помощью любого рода сенсорных ощущений:
- первое чувство с помощью которого ребёнок познает мир — осязание. Необходимо разнообразить тактильные ощущения малыша: массаж, предметы, состоящие из разных структур (дерево, пластик, резина), игрушки различных форм, пальчиковые краски, песок, крупы, фасоль и так далее;
- слух. Среди многообразия звуков, с которыми можно познакомить ребёнка (музыка, пение птиц, шум воды), главным является родная речь. Если разговаривать с малышом, проговаривать действия, петь песенки и потешки, называть окружающие предметы, он будет реагировать на них, пытаться подражать;
- зрение. Называя различные предметы на картинках, или в окружающей среде, необходимо фокусировать внимание ребёнка на этих предметах, чтобы он запоминал названия;
- вкус. В этом случае нужно проговаривать продукты: «сейчас съедим печенье». Подключать малыша к приготовлению, например при замешивании теста называть ингредиенты: «молоко», «мука»;
- мелкая моторика. Речевые и двигательные центры в головном мозге находятся рядом. Поэтому мелкая моторика так важна для развития речи. Нужно внести в список занятий с ребёнком игры с мелкими предметами, крупами, бобовыми; лепку из теста и пластилина, рисование пальчиками; расстёгивание и застёгивание молнии, пуговиц.
- Речь. Во время разговора задействуются мышцы лица, шеи, усиливается жестикуляция. Как в случае тренировки мышц, речь необходимо развивать регулярными занятиями. Для этого с ребёнком можно заниматься речевой гимнастикой;
- внимание и забота. Нужно хвалить ребёнка за работу и достижения; обсуждать с ним все происходящие моменты и отвечать на вопросы, развивать умения.
Воспитатели включают специальные упражнения в конспекты по проведению занятий на развитие речи.
Важно! Исправлять ошибки в речи обязательно. Но нужно делать это тактично, чтобы в будущем он не боялся произносить незнакомые слова.
Разминка: пальчиковые игры
Мало кто верит, что мелкая моторика развивает речь. Однако это научно доказано. Поэтому старайтесь уделять внимание пальчиковым играм. Приведём несколько примеров:
- Сложите большой и указательный пальцы. Остальные же пусть будут подняты и растопырены. Покажите детям этого петушка, приговаривая: «Наш Петя-Петушок, золотистый гребешок, пошёл на базар и купил один сапожок».
- Большой и указательный пальцы сомкните и постучите ими по столу. В это время говорите: «Вот курочка пришла и зёрнышко нашла, сама не съела, а деткам отнесла».
- Большой палец сомкните с двумя средними, а мизинец и указательный просто слегка согните, приговаривая: «Мышка грызёт сушки, кошка пришла, мышка в нору уползла».
- Выгибайте фаланги в разные стороны, говоря при этом: «Наши пальцы очень дружные, всем они нужные. Надо братьев посчитать, на одной руке их пять. На второй их не меньше, они все хороши, ведь пальцы мои».
Пальчиковая гимнастика – это разминка, которая необходима каждому ребёнку, чтобы заинтересовать его дальнейшим уроком. Ведь требуют усидчивости логопедические занятия для детей. 2-3 года – это возраст непосед. Поэтому мы сначала заинтересуем кроху, а потом уже приступаем к упражнению.
Артикуляционная гимнастика
Прежде чем проводить логопедические занятия для детей 2-3 лет дома, необходимо разработать мышцы языка. Для этого и нужна артикуляционная гимнастика. Её желательно проводить вместе с малышом перед зеркалом:
- Пусть ребёнок представит, что язычок – это кисточка. Его рот должен быть слегка открыт. Языком нужно проводить по нёбу в сторону горла и обратно к зубам.
- Упражнение «Язычок на качелях». При этом рот откройте широко. Язык в это время лежит под нижними зубами. Затем его кончик поднимите под верхние зубы. Это упражнение нужно проделать не меньше четырёх раз.
- «Вкусное варенье». Языком нужно облизать сначала верхние губы, затем перейти на нижние. Выполняйте упражнение 5 раз.
- Почистите языком зубы. Широко откройте рот. Проведите язычком сначала по нижним зубам, потом по верхним. Проделайте это упражнение 4-5 раз.
Так проходят логопедические занятия для детей (2-3 года) дома. Однако ребёнку будет весело и интересно только тогда, когда вы в игре будете заниматься с малышом, а не заставлять его.
Звукоподражание: кто звучит? Что стучит?
Когда вы удачно прошли пальчиковую и артикуляционную гимнастику, можно приступить к изучению звуков или слогов. Для этого нужно с ребёнком подражать звукам животных или предметов. Проговаривайте с малышом следующие фразы:
- «Наша лягушка в болоте глава, сидит на песочке и говорит: «Ква-ква»».
- «Петушок боялся упасть в реку и всё кричал: «Ку-ка-ре-ку»».
- «Колокольчик мой целый день звенит «динь-динь»».
- «Зайка морковку грызёт аппетитно и создаёт небольшой шум: «Хрум-хрум»».
- «Дождик говорит: «Кап-кап». Нужно зонтик с собой брать».
- «Лошадь весело бежит и копытами стучит. Это вам не сапожок, а звук стука «цок-цок-цок»».
- «Свинка говорит: «Хрю-хрю, я вам конфетку подарю»».
- «Часы о времени дают нам знак и звучат они «тик-так»».
- «Паровоз ездит по свету и твердит: «Ту-ту, я еду»».
- «Заблудилась Анечка в лесу и звала друзей: «Ау-ау»».
Логопедические занятия для детей (2-3 года) дома очень полезные и увлекательные. В игровой форме вы с малышом сможете достигнуть больших успехов.
Как провести логопедическое занятие дома для детей 2 3 лет
В два три года малыш не может долго усидеть на одном месте. Занятия с ним лучше проводить только тогда, когда малыш сам захочет.
Важно! Прежде всего, необходимо наладить с малышом эмоциональный контакт.
В качестве домашних занятий для развития речи можно использовать игры с пальчиками: необходимо сложить вместе указательный и большой палец. Остальные пальцы оставить прямыми. Стоит показать детям этого петушка и сказать: «Петя-Петушок, золотой гребешок, пошел на базар и купил сапожок».
Игры для малышей на звукоподражание
Для изучения звуков и слогов можно использовать упражнения на подражание звукам животных и предметов. С малышом можно проговаривать подряд такие слова:
- свинка твердит: «хрю-хрю, я вам печенку подарю»;
- паровоз ездит по свету и говорит: «ту-ту, я еду»;
- заяц морковку ест с аппетитом, и создает шум: «хрум-хрум»;
- дождик твердит: «кап-кап, нужно зонт с собой брать».
Развиваем слух
Для тренировки фонематического слуха используются специальные игры. Примеры игр:
- Ребенок берет в руки два флажка разных цветов. Например, зеленый и желтый. Малышу необходимо объяснить, что когда слово произносится правильно необходимо поднять зеленый флажок, а когда неправильно — красный. Например: собака — кабака — лобака и т. д.;
- Можно применять картинки. Малыш должен хлопнуть в ладоши, когда он увидит на картинке слова, которые похожи по звучанию.
- Игра в учителя. Необходимо читать сказку и намеренно делать в ней ошибки. Малыш должен поправлять взрослого.
Упражнения по артикуляционной гимнастике для развития речи у детей 2-3 лет
Во время логопедических занятий дома необходимо разрабатывать мышцы языка. Для этого используется артикуляционная гимнастика. Она проводится перед зеркалом. Упражнения:
- ребенок представляет, что язык это кисточка. Рот немного открыт. Языком необходимо провести по небу в сторону горла и обратно;
- рот раскрыт широко. Язык находится под нижними зубами. Кончик языка поднять под верхние зубы и опустить обратно;
- язык чистит зубы. Рот широко открыт. Сначала язык проходит по нижним зубам, а затем по верхним.
Автоматизация звука C
Пополняем словарный запас: учим стихи и скороговорки
Чтение скороговорок и стихов помогает формировать красивую и правильную речь. Они учат проговаривать буквы, не пропуская и не заглатывая их.
Важно! Особое внимание стоит уделить скороговоркам на букву «Р» и на шипящие.
Скороговорки:
- На дворе трава, на траве дрова.
- Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
Логоритмика
Такие занятия помогают малышам не только освоить речь, но и пополнить словарный запас. Логопедическая ритмика развивает у ребёнка моторику, речь, мышление, память, внимание. Упражнения даются детям с двух лет. Когда малыш плохо говорит, пусть повторяет только то, что запомнил. Если же он совсем не разговаривает, тогда взрослый поёт, а у ребёнка в это время развивается слух и пополняется речевой запас.
Логопедические занятия для детей 2-3 лет интересные и увлекательные. Когда вы начнёте петь и выполнять упражнение, ребёнку станет интересно, и он непроизвольно начнёт за вами повторять. Есть несколько увлекательных игр:
- «На прогулку». Нужно вслух читать стих, под который малыш повторяет определённые движения:
Наши ножки (тянется ладошками к ногам)
шагают по дорожке (ручками хлопает по коленкам).
По кочкам, да по кочкам (передвигается медленными шажками)
переступают все цветочки (высоко поднимает ноги).
- Игра «Погода». Ребёнок сидит на стульчике и слушает медленную музыку. Когда вы говорите: «Дождь пошёл», — он ладошками в ритме хлопает по коленкам. Услышав слова: «Молния появилась», – малыш звонит в колокольчик. Когда вы сказали: «Гром гремит», – ребёнок громко топает ногами. При слове «тишина» малыш замолкает и минуту сидит без движения.
- Сделайте зарядку, приговаривая: «Сначала поднимаем ручки «раз-два-три», затем опустим наши ручки. Ножками потопаем, ладошками похлопаем, попрыгаем, побегаем, зарядку мы доделаем. И станем мы опять тихонечко гулять».
Это интересные логопедические занятия для детей 2-3 лет. Упражнения нужно проводить только с музыкальным сопровождением. Тогда ребёнку очень понравятся такие занятия, и он вас порадует своими успехами.
Игры на развитие слуха
Эти занятия нужны для того, чтобы у ребёнка развивался слух. Дети должны определять звуки. Это может быть звук дождя, грома, лай собаки или мурлыканье кошки и т. д. Логопедические занятия с неговорящими детьми 2-3 лет должны проходить в обычном режиме. Помните, это – не патология, а скорее всего, лень, которую необходимо побороть при помощи увлекательных упражнений.
Дайте прослушать малышу 2 звука, например плач ребёнка и работающего пылесоса. Пусть карапуз определит, кто или что издаёт звук. Когда ему уже легко даются задания, можете усложнить упражнение. Дайте прослушать малышу 3 разных звука, а затем 4. Если он не торопится сказать, тогда помогайте ему и не ругайте кроху.
Чем полезны пальчиковые игры, рисование, лепка и другие виды детского творчества
Пальчиковые игры положительно влияют на развитие речи у детей. Это могут быть как сюжетные игры, так и рисование, лепка из теста или пластилина. Такие упражнения с ребёнком может делать каждый, а эффект они могут произвести колоссальный:
- комментирование каждого изменения положения пальцев (сгибание, разгибание, сжимание), с проговариванием стишков очень нравится детям;
- ребёнок начинает следовать инструкции взрослого: «Сорока-ворона кашу варила» — он понимает какое действие будет следующим;
- пальчики могут стать своеобразныи инструментами для повествования. «Идёт коза рогатая» — ребёнок делает изпальцев «рога». Это развивает творческие способности, креативность ;
- происходит формирование математических способностей: «Раз, два, три, четыре, пять. Вышли пальцы погулять»;
- развивается усидчивость, способность работать аккуратно, скурпулезно. Ребёнок отщипывает кусочки пластилина двумя пальчиками, катает шарики, формирует из них лепешки;
- творческий подход к рисованию поднимает настроение. Пальчиками можно проводить линии (дождик льет) иделать точки (дождик кап-кап), рисовать листья на деревьях
Общие правила проведения занятий по развитию речи с детьми 2-3 лет
Чтобы занятия для развития речи у ребёнка 2х лет проходили слаженно, важен эмоциональный настрой. Если предполагается урок для группы малышей, необходимо продумать его ход и структуру.
Упражнения для домашних занятий на выговаривания буквы Р для детей
Дети в этом возрасте не умеют работать в коллективе, но концентрируются на речи педагога. Если ребёнком занимается родитель, то он сам может найти подходящий момент для занятий. Ребёнку лучше не говорить, что будет проводиться занятие, а объявить, что ему прочитают сказку или поиграют с ним.
Важно! У всех детей разный темп развития. Родителям нужно не учить словам любой ценой, а планомерно развивать речь ребёнка.
Контейнер с крупой и игрушками
Стихи для развития речи
Занятия логопеда для детей 2-3 лет можно проводить родителям и в домашних условиях. Если будете упражняться с малышом ежедневно, тогда он начнёт говорить быстрее, чем вы ожидаете.
Стихи – это неотъемлемая часть развития речи. Важно, чтобы присутствовала несложная рифма, тогда ребёнку будет интересней заниматься:
- «В речке произошла небольшая драка. Что-то не поделили два рака».
- «Всегда прячется в панцирь от страха наша милая черепаха».
- «Топотушки, топотушки, скачет зайка на опушке. Он устал и присел и морковочку поел».
Стихи для детей 2-3 лет предлагаются совсем небольшие, чтобы ребёнку их можно было легко запомнить. Когда вы увидите, что малыш начинает полностью рассказывать маленькие стишки, тогда можно усложнить задание.
Игрушки для развития речи детей после 1 года
Матрешка. По своему назначению матрешка похожа на пирамидку, но на более сложном уровне. Простые манипуляции с матрешкой доступны даже малышу. По мере взросления вариантов игр с матрешкой становится все больше. Она помогает в освоении порядковых числительных, сравнительных форм прилагательных, предлогов.
Музыкальные инструменты (ксилофон, барабан, бубен). Инструменты необходимы для развития чувства ритма. Отстукивание ритма, выполнение движений под заданный ритм играет важную роль в формировании речевых процессов, в частности, фонематического слуха. Музыкальные инструменты пригодятся при театрализованных постановках, а также в сюжетно-ролевых играх.
Сортер. С его помощью ребенок учится соотносить объемные фигуры по форме и размеру с их плоскостным изображением. Развивается логика, зрительная память, мышление, мелкая моторика. Первый сортер должен иметь не больше трех отверстий простых форм. Если их слишком много, малышу трудно выполнить задание, он не получает удовлетворения от игры. Когда ребенок научится справляться с простым сортером, можно увеличить количество отверстий и разнообразие форм.
Рамки-вкладыши. Желательно, чтобы элементы были одного цвета и ровно вставлялись на свои места. Ребенок будет узнавать фигуры по контурам для формирования их наглядных образов. При выборе вкладышей нужно обратить внимание на то, чтобы нельзя было неправильно вставить фигуру. Когда ребенок сможет верно определять место вкладыша в рамке, можно попробовать вставлять фигурки с закрытыми глазами, тем самым развивая тактильные ощущения, образное мышление, координацию. Происходит развитие речи: ребенок сначала понимает, а затем произносит самостоятельно, кто или что перед ним, какие у него свойства, какие действия может осуществить этот предмет или объект. Элементы вкладышей можно использовать в играх-театрализациях, в отработке отдельных сторон речи.
Посуда. Процессу еды отведено важное место в жизни людей, с ним связаны сильнейшие чувства − голод и насыщение. На еду тратится значительная часть времени, поэтому играм с посудой важно уделять должное внимание. В процессе еды происходит становление сюжетной игры, являющейся сильнейшим стимулом для развития речи и мышления. В играх с детской посудой отлично задействована мелкая моторика рук, активно развиваются сенсорные ощущения. Такая игра способствует формированию логических операций, закладывает навык простейших арифметических операций.
Фигурки животных и людей. Они позволяют воспроизвести в игре реальный мир. Ребенок создает игровой мир и заполняет его персонажами. Это не только игра, фигурки − идеальное пособие для развития. Нельзя обойтись без речи – мы называем персонажей, рассказываем о них истории. Называя части тела животных, можно отрабатывать притяжательные прилагательные, составлять рассказы-описания. Можно классифицировать животных по способу передвижения, среде обитания, внешнему виду. При имитации реальных действий формируется связная речь, развивается мышление, воображение, фантазия.
Чистоговорки
Они тоже необходимы для развития речи малыша. Чистоговорки, как и стихи, должны быть недлинными и легко запоминающимися:
- «Ох-ох-ох – наш котик не так уж и плох».
- «Ух-ух-ух – раскричался наш петух».
- «Ах-ах-ах – мы стоим на ногах».
- «Ша-ша-ша – вкусная у мамы получилась лапша».
- «Шу-шу-шу – я у папочки спрошу».
- «Ши-ши-ши – как шумели камыши».
Такие чистоговорки можете придумать самостоятельно. Всё зависит от того, какие буквы не выговаривает малыш.
Советы логопедов
В настоящее время очень часто можно встретить неговорящих детей в возрасте 2-3 лет. Это не означает, что у ребёнка проблемы с речью. Логопеды утверждают, что до трёх лет не стоит переживать. Однако всё равно не помешают логопедические занятия для детей. 2-3 года – это любознательный возраст, поэтому малыши с удовольствием будут упражняться, если их заинтересовать.
Первые несколько занятий должны проводиться не более 3 минут. Затем можно время постепенно увеличивать. Важно, чтобы малышу нравилось. Если вы видите, что ребёнок устал и не хочет заниматься, не заставляйте. Отложите упражнения до тех пор, пока у малыша не появится настроение для занятий.
Лучше понемногу заниматься ежедневно. Тогда у малыша формируются навыки, привычки и память. Не ругайте его за неправильные движения и произношение. Помните, ваш кроха только учится. Не отбивайте у него охоту от занятий. Ведь если будете ругать и наказывать, тогда ничего хорошего не получится.
Логопедические упражнения для детей 2-3 лет
Во второй, третий годик с ребенком можно проделывать специальные логопедические упражнения в домашних условиях. Они развивают движения губ, языка и нижней челюсти. Они помогают укрепить мышцы артикуляционных органов, за счет чего появление звуков происходит быстрее. Все упражнения производятся перед зеркалом.
Дома можно делать следующие задания:
- лопание пузыря: щеки максимально надуваются. Прижать ладонью сначала одну потом другую щеку;
- широкая улыбка: губы вытягиваются трубочкой, затем необходимо широко улыбнуться, показав зубы;
- покажи язык: необходимо быстро высунуть язык, а затем убрать.
Проведение логопедических упражнений
Логопедические песенки для детей 2-3 лет
Логопедические песенки для детей 2 3 лет направлены на автоматизацию звуков и четкости речи. Тексты и ноты песен заинтересовывают детей, создают для них радостное и благоприятное настроение. Малыш с удовольствием подпевает, занятие приобретает веселую и ненавязчивую атмосферу. Чтобы проводить занятия дома достаточно скачать онлайн сборники песенок из Интернета.
Интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной группе
Еще актуально: Автоматизация звука Ж.