Ребенок в 1 месяц: набор веса и рефлексы


Содержание

  • 1 Спинальные двигательные автоматизмы 1.1 Защитный рефлекс новорождённого
  • 1.2 Рефлекс опоры и автоматическая походка новорождённых
  • 1.3 Рефлекс ползания (Бауэра) и спонтанное ползание
  • 1.4 Хватательный рефлекс
  • 1.5 Рефлекс Галанта
  • 1.6 Рефлекс Переса
  • 1.7 Рефлекс Моро
  • 2 Оральные сегментарные автоматизмы
      2.1 Сосательный рефлекс
  • 2.2 Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля)
  • 2.3 Хоботковый рефлекс
  • 2.4 Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина)
  • 3 См. также
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • Врожденные рефлексы новорожденного

    1. Новорожденность
    2. Физиологические рефлексы
    3. Сосательный рефлекс

    Новорожденность — единственный период в жизни человека, когда еще можно наблюдать в чистом виде природные, инстинктивные фор­мы поведения. Поэтому ответ на вопрос «что дает ребенку природа?» можно получить, исследуя именно этот возраст.

    Младенец появляется на свет, имея определенный запас врожден­ных безусловных рефлексов, то есть автоматических, непроизвольных ответов на определенные внешние раздражители. И хотя его нервная система еще далеко не сформирована, она готова приспосабливать ор­ганизм к внешним условиям.

    Среди врожденных рефлексов новорожденного можно выделить три группы: физиологические, атавистические и ориентировочные рефлексы.

    Ребенок рождается с рефлексами, которые совершенно необходимы для его физического выживания во внешнем мире. Это физиологические рефлексы. Так, сразу после рождения включаются рефлексы, обеспечивающие дыхание и кровообращение. К этой же группе относятся так называе­мые защитные рефлексы, предохраняющие организм от опасных и слишком сильных воздействий.

    Так, сильное раздражение кожи (например, укол) вызывает отдергивание ручки или ножки ребенка; резкое увеличение яркости света вызывает сужение зрачка (зрачковый рефлекс); в ответ на мелькание света или дуновение воздуха малыш прищурива­ет или закрывает глаза (мигательный рефлекс). Эти рефлексы совер­шенно необходимы для выживания и сохраняются на протяжении всей жизни человека.

    Важнейшим жизненно важным рефлексом новорожденного являет­ся сосательный рефлекс. Если коснуться каким-либо предметом (на­пример, пальцем) рта младенца, он сразу начинает его сосать. А если коснуться его щеки, он сразу повернет головку в сторону раздражителя и с открытым ротиком будет его искать. Это включается поисковый рефлекс. Данные рефлексы обеспечивают ребенку готовность к новому типу питания.

    Однако далеко не все рефлексы новорожденного имеют жизненно важное приспособительное значение. Они представляют собой на­следство, полученное ребенком от животных предков. На их основе ничего человеческого не развивается. Это так называемые атавистические рефлексы. Наиболее ярким примером этого может служить так называемый рефлекс Робинзона (или цеплятельный рефлекс). При­косновение к ладони младенца вызывает удивительно сильную для новорожденного реакцию схватывания.

    Например, если прикоснуть­ся пальцами к его ладошкам, он схватит их так крепко, что может повиснуть, держась за ваши пальцы, как обезьянка. К ним же относит­ся «переступательный рефлекс» — если нога младенца прикасается к какой-либо поверхности, он начинает совершать обеими ногами переступательные движения, как будто «ходит». К столь же бесполезным д ля жизни новорожденного рефлексам относится рефлекс ползания (прикосновение к подошвам ног вызывает рефлекторное отталкива­ние); рефлекс вскидывания ручек (или рефлекс Моро — если младен­цу угрожает падение или в ответ на сильный звук он резко поднимает вверх руки и быстро опускает их, при этом ладошки как бы готовы схватить что-то). Сравнительно недавно был обнаружен плаватель­ный рефлекс новорожденного: если его опустить в воду, он не утонет, а будет барахтаться и удержится на воде.

    Не нашли что искали?

    Преподаватели спешат на помощь

    Дипломные

    Контрольные

    Курсовые

    Рефераты

    Характерно, что большинство атавистических рефлексов угасает уже в первом полугодии жизни. Так, например, рефлекс Робинзона значительно ослабевает к четвертому месяцу жизни, до того как возникает целенаправленный акт хватания. Переступальный рефлекс исчезает в 3-4 месяца, задолго до того, как ребенок начинает ходить. Рефлекс ползания при упоре на подошвы также не является основой для само­стоятельного передвижения в пространстве. Как показали наблюдения, младенческое ползание начинается не с отталкивания ножками, а с дви­жений рук. Безусловные рефлексы новорожденных сами по себе не обеспечивают появление человеческих форм поведения. В отличие от этого, набор безусловных рефлексов детенышей животных является необходимой природной основой для поведения взрослой особи: за­щитные, охотничьи, материнские и другие реакции совершенно необходимы для ее нормального существования.

    В то же время безусловные рефлексы новорожденного могут быть включены в другие, более сложные и целенаправленные формы пове­дения ребенка.

    Так, например, сосательный рефлекс, поскольку он постоянно упражня­ется в ситуации взаимодействия с матерью, в 2-3 месяца превращается в целенаправленное и регулируемое действие младенца. Ребенок пере­стает сосать все подряд, он начинает регулировать ритм и интенсивность сосания, может остановить его при насыщении или начать при виде соски или бутылочки. То же самое с хватательным, переступательным или пла­вательным рефлексом. Если их постоянно тренировать и включать в ситуацию взаимодействия со взрослым, эти движения могут сохраниться и войти в состав более сложных действий (ходьбы, схватывания и удер­жания предмета и пр.).

    Однако сами по себе эти рефлексы никогда не перерастут в челове­ческие формы поведения, которые формируются на совершенно дру­гой, нерефлекторной основе. Так, например, при постоянном упражне­нии плавательного рефлекса младенца (что в настоящее время часто практикуется родителями) у ребенка сохранится способность держать­ся на воде и примитивно плавать. Но от этих упражнений он сам не перейдет к культурным стилям человеческого плавания (то есть не по­плывет брасом или кролем). Овладение этими стилями происходит на совершенно другой, не природной основе.

    У новорожденных есть еще одна группа рефлексов, которые хотя и не имеют физиологически жизненного значения, с возрастом не уга­сают, а напротив, укрепляются. Это ориентировочные рефлексы, на­правленные на контакт с внешними воздействиями. Установлено, что уже в первый день жизни сильный источник света вызывает поворот головки ребенка: в детской комнате родильного дома в солнечный день головки большинства новорожденных повернуты в сторону света, как подсолнухи. Новорожденный также реагирует на сильный звук и пово­рачивает голову в сторону источника звука. Безусловные ориентиро­вочные рефлексы представляют собой врожденные сенсорные способ­ности новорожденного (способности воспринимать внешний мир), которые являются основой для потребности во впечатлениях. Эта по­требность проявляется уже в первые дни жизни.

    Спинальные двигательные автоматизмы

    Защитный рефлекс новорождённого

    Если новорождённого положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону. Этот рефлекс выражен с первых часов жизни. У детей с поражением центральной нервной системы защитный рефлекс может отсутствовать, и, если не повернуть пассивно голову ребёнка в сторону, он может задохнуться. У детей с церебральным параличом при усилении экстензорного тонуса наблюдается продолжительный подъём головы и даже запрокидывание её назад.

    Рефлекс опоры и автоматическая походка новорождённых

    У новорождённого нет готовности к стоянию, но он способен к опорной реакции. Если держать ребёнка вертикально на весу, то он сгибает ноги во всех суставах. Поставленный на опору ребёнок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Положительная опорная реакция нижних конечностей является подготовкой к шаговым движениям. Если новорождённого слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения (автоматическая походка новорождённых). Иногда при ходьбе новорождённые перекрещивают ноги на уровне нижней трети голеней и стоп. Это вызвано более сильным сокращением аддукторов, что является физиологичным для этого возраста и внешне напоминает походку при детском церебральном параличе.

    Реакция опоры и автоматическая походка физиологичны до 1—1,5 месяцев, затем они угнетаются и развивается физиологическая астазия-абазия. Только к концу 1 года жизни появляется способность самостоятельно стоять и ходить, которая рассматривается как условный рефлекс и для своего осуществления требует нормальной функции коры больших полушарий. У новорождённых с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция опоры и автоматическая походка часто угнетены или отсутствуют. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях реакция опоры и автоматическая походка отсутствуют из-за резкой мышечной гипотонии. У детей с поражением центральной нервной системы автоматическая походка задерживается надолго.

    Рефлекс ползания (Бауэра) и спонтанное ползание

    Новорождённого укладывают на живот (голова по средней линии). В таком положении он совершает ползающие движения — спонтанное ползанье. Если к подошвам приставить ладонь, то ребёнок рефлекторно отталкивается от неё ногами и ползание усиливается. В положении на боку и на спине эти движения не возникают. Координации движений рук и ног при этом не наблюдается. Ползающие движения у новорождённых становятся выраженными на 3—4-й день жизни. Рефлекс физиологичен до 4 месяцев жизни, затем он угасает. Самостоятельное ползание является предшественником будущих локомоторных актов. Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса. При заболеваниях центральной нервной системы ползающие движения сохраняются до 6—12 месяцев, как и другие безусловные рефлексы.

    Хватательный рефлекс

    Появляется у новорождённого при надавливании на его ладони. Иногда новорождённый так сильно обхватывает пальцы, что его можно приподнять вверх (рефлекс Робинсона

    ). Этот рефлекс является филогенетически древним. Новорождённые обезьяны захватом кистей удерживаются на волосяном покрове матери. При парезах рук рефлекс ослаблен или отсутствует, у заторможенных детей — реакция ослаблена, у возбудимых — усилена. Рефлекс физиологичен до 3—4 месяцев, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предмета. Наличие рефлекса после 4—5 месяцев свидетельствует о поражении нервной системы.

    Такой же хватательный рефлекс можно вызвать и с нижних конечностей. Надавливание большим пальцем на подушечку стопы вызывает подошвенное сгибание пальцев. Если же пальцем нанести штриховое раздражение на подошву стопы, то происходит тыльное сгибание стопы и веерообразное расхождение пальцев (физиологический рефлекс Бабинского

    ).

    Рефлекс Галанта

    При раздражении кожи спины паравертебрально вдоль позвоночника новорождённый изгибает спину, образуется дуга, открытая в сторону раздражителя. Нога на соответствующей стороне часто разгибается в тазобедренном и коленном суставах. Этот рефлекс хорошо вызывается с 5—6-го дня жизни. У детей с поражением нервной системы он может быть ослаблен или вовсе отсутствовать в течение 1-го месяца жизни. При поражении спинного мозга рефлекс отсутствует длительно. Рефлекс физиологичен до 3—4-го месяца жизни. При поражении нервной системы эту реакцию можно наблюдать во второй половине года и позже.

    Рефлекс Переса

    Если провести пальцами, слегка надавливая, по остистым отросткам позвоночника от копчика к шее, ребёнок кричит, приподнимает голову, разгибает туловище, сгибает верхние и нижние конечности. Этот рефлекс вызывает у новорождённого отрицательную эмоциональную реакцию. Рефлекс физиологичен до 3—4-го месяца жизни. Угнетение рефлекса в период новорождённости и задержка его обратного развития наблюдается у детей с поражением центральной нервной системы.

    Рефлекс Моро

    Вызывается различными приёмами: ударом по поверхности, на которой лежит ребёнок, на расстоянии 15 см от его головки, приподниманием разогнутых ног и таза над постелью, внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей. Новорождённый отводит руки в стороны и открывает кулачки — 1 фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение — II фаза рефлекса Моро. Рефлекс выражен сразу после рождения, его можно наблюдать при манипуляциях акушера. У детей с внутричерепной травмой рефлекс в первые дни жизни может отсутствовать. При гемипарезах, а также при акушерском парезе руки наблюдается асимметрия рефлекса Моро.

    При резко выраженной гипертонии имеется неполный рефлекс Моро: новорождённый только слегка отводит руки. В каждом случае следует определить порог рефлекса Моро — низкий или высокий. У грудных детей с поражением центральной нервной системы рефлекс Моро задерживается надолго, имеет низкий порог, часто возникает спонтанно при беспокойстве, различных манипуляциях. У здоровых детей рефлекс хорошо выражен до 4—5-го месяца, затем начинает угасать; после 5-го месяца можно наблюдать лишь отдельные его компоненты.

    Рефлексы врожденного автоматизма.

    ⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 20Следующая ⇒

    1. Защитный рефлекс. В положении на животе голова повернута в сторону.
    2. Хватательный рефлекс. Если вложить палец в ладонь ребенка, то он зажимает его.
    3. Рефлекс Моро. Проявляется в 2-х фазах: при любом воздействии (хлопок по столу) ребенок сначала разводит руки в стороны, а потом «обнимает» себя.
    4. Рефлекс опоры. Поставленный на опору ребенок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах, опираясь на полную стопу, контроль головы слабый.
    5. Рефлекс автоматической ходьбы. При наклоне корпуса вперед ноги совершают попеременные шаговые движения (рефлекторная ходьба).
    6. Рефлекс ползания. В положении на животе, руки под грудной клеткой, ноги совершают попеременные сгибания и разгибания.
    7. Рефлекс Галанта. При проведении пальцем паравертебрально (на 1 см снаружи от позвоночника) от ягодицы до головы ребенок изгибается в эту же сторону.

    Безусловные пищевые и оборонительные рефлексы.

    1. Ладонно-ротоголовной рефлекс (Бабкина). Вызывается давлением на ладонь в области возвышения большого пальца, при этом рот открывается, голова сгибается (в положении столбиком).
    2. Губной рефлекс. При похлопывании по одному из углов полуоткрытого рта возникает непроизвольное движение губ, закрывание рта – подготовка к сосанию. После 6 недель рефлекс угасает.
    3. Хоботковый рефлекс. Раздражение в области середины верхней губу вызывает рефлекторное движение губ вперед, они вытягиваются в «хоботок».
    4. Поисковый рефлекс. Раздражение щеки в области угла рта вызывает движение губ в сторону раздражителя.
    5. Сосательный рефлекс. При тактильном раздражении губ, передней поверхности языка и твердого неба возникают сосательные движения.
    6. Глотательный рефлекс. Вызывается тактильной стимуляцией корня языка, неба, задней стенки глотки. В период новорожденности глотание предшествует сосательному рефлексу.
    7. Ротооткрывающий рефлекс. Вызывается зрительной стимуляцией – при виде груди или бутылки с молоком происходит рефлекторное открывание рта.
    8. Жевательный рефлекс.

    Рефлекс Ландау.

    В горизонтальном подвешивании ребенок разгибает голову, верхнюю часть туловища, затем таз и ноги, образуя дугу, открытую кверху. Эту позу он не может удерживать длительное время, но после отдыха рефлекс можно вызвать опять.

    Литература

    1.Акош К., Акош М. Помощь детям с церебральным параличом. Кондуктивная педагогика: Кн. для родителей. М.: Улисс, 1994.

    2.Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М., 1989.

    3.Архипова Е.Ф. Логопедическая работы с детьми раннего возраста: учебное пособие / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 222 с.

    4.Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. М., 1989.

    5.Гусейнова А.А. Основные направления медико-психолого-педагогической помощи дошкольникам с тяжелыми двигательными нарушениями в условиях реабилитационного центра // Коррекционная педагогика. 2004. № 1 (3). С. 9-14.

    6.Данилова Л.А. Методика коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. М.: Медицина, 1977.

    7.Ипполитова М. В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. — М., 1993.

    8.Козявкин В.И., Сак Н.Н., Качмар О.А. Основы реабилитации двигательных нарушений по методу Козявкина. Львов: НВФ «Украiнськi технологii», 2007.

    9.Козявкина Н.В., Гордиевич С.М. Система интенсивной реабилитации детей с церебральными параличами: новые возможности для коррекции речевых нарушений // Дефектология. 2002. № 5. С. 89-96.

    10. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического изучения нарушений речи у аномальных детей. СПб., 1990.

    11. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М.: Академия. 2001.

    12. Левченко И. Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Детский церебральный паралич: Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. М., 2008.

    13. Левченко И. Ю., Ткачёва В. В., Приходько О. Г., Гусейнова А. А. Детский церебральный паралич. Дошкольный возраст: Метод.пос. — М.: Образование Плюс, 2008.

    14. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский , 2001.

    15. Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Современные проблемы организации обучения и воспитания детей с церебральными параличами // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2007. № 3(21). С. 5-14.

    16. Мастюкова Е.М. Речевые нарушения у учащихся с гиперкинетической формой церебрального паралича и медицинское обоснование логопедических мероприятий // Дефектология. 1999. № 3.

    17. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. М., 1991.

    18. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. М., 1995.

    19. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Что является наиболее важным в воспитании в семье ребенка с детским церебральным параличом? // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. № 2.

    20. Николаенко В.И. Организация и содержание обучения и воспитания детей с тяжелыми двигательными нарушениями в условиях специальной школы-интерната // Коррекционная педагогика. 2004. № 1. С.14-19.

    21. Особенности психофизического развития учащихся школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / под ред. Т.В. Власовой. М., 1985.

    22. Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. СПб.: КАРО, 2008.

    23. Приходько О.Г., Белякова Ю.Ю. Полифункциональная среда сенсорной комнаты как средство коррекционно-развивающей работы с детьми с двигательной патологией // Логопед в детском саду. 2007. № 7. С. 36-39.

    24. Селюкова Е. А. Система воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / Е. А. Селюкова, В. Н. Герасимова, С. А. Ильядис // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 167-169.

    25. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. Учебно-методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 160 с.

    26. Титова О. В. Справа-слева. Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП. — М.: Гном и Д, 2004.

    27. Ткачёва В. В. Работа психолога с матерями, воспитывающими детей с тяжелыми двигательными нарушениями // Дефектология. — 2005. — № 1.

    28. Учебно-воспитательный процесс в реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата / под. ред. М.В. Ипполитовой. М., 1988.

    29. Хольц, Ренате. Помощь детям с церебральным параличом. М.: Теревинф, 2007.

    30. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2003. — 464 с.

    31. Шипицина Л.М., Мамайчук Л.М. Детский церебральный паралич. СПб., 2001.

    32. Якубович М.А., Преснова О.В. Коррекция двигательных и речевых нарушений. М.: ВЛАДОС, 2006.

    Интернет-ресурсы

    1. International clinic of rehabilitation. Сайт, посвященный реабилитации пациентов с церебральным параличом. URL: https://www.reha.lviv.ua/

    2. Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения: Журнал [Электронный ресурс]. URL: www.cplife.ru

    Приложение 1

    ⇐ Предыдущая12Следующая ⇒

    Рекомендуемые страницы:

    Воспользуйтесь поиском по сайту:

    Оральные сегментарные автоматизмы

    Сосательный рефлекс

    При введении указательного пальца в рот на 3—4 см ребёнок делает ритмичные сосательные движения. Рефлекс является безусловным и отсутствует при парезе лицевых нервов, глубокой умственной отсталости, в тяжелых соматических состояниях. Сосательный рефлекс у детей человека угасает обычно между тремя и четырьмя годами жизни, что объясняет, почему во многих культурах грудное вскармливание длится до возраста трёх—четырёх лет, т.е. до того возраста, до которого ребёнок сам сосёт грудь. Антрополог из США профессор Кэтрин А. Деттвайлер пришла к выводу, что потребность в сосании, т.е. естественный срок сосания груди (ожидаемый нашими детьми), может продолжаться от 2,5 до 7,0 лет[1].

    Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля)

    При поглаживании в области угла рта происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает открытие рта и разгибание головы. При надавливании на середину нижней губы опускается нижняя челюсть и сгибается голова. Этот рефлекс особенно хорошо выражен за 30 мин до кормления. Обращают внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Поисковый рефлекс наблюдается до 3—4 мес., затем угасает. Асимметрия рефлекса — односторонний парез лицевого нерва. Рефлекс отсутствует — двухсторонний парез лицевого нерва, поражение ЦНС.

    Хоботковый рефлекс

    Быстрый удар пальцем по губам вызывает вытягивание губ вперед. Этот рефлекс сохраняется до 2—3 мес.

    Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина)

    Воспроизвести медиафайл

    Видео, показывающее рефлекс Бабкина.

    При надавливании большим пальцем на область ладони новорождённого (обеих ладоней одновременно), ближе к тенару, происходит открывание рта и сгибание головы. Рефлекс ярко выражен у новорождённых в норме. Вялость рефлекса, быстрая истощаемость или отсутствие свидетельствуют о поражении ЦНС. Рефлекс может отсутствовать на стороне поражения при периферическом парезе руки. После 2 мес. он угасает и к 3 мес. исчезает.

    Рефлексы — (Пяточный — п. V + n. VII)

    Пяточный рефлекс (удар молоточком или собственным пальцем на пятку в направлении голени — при полусогнутой в тазобедренном и коленном суставах нижней конечности — вызывает рефлекторную экстензию в противоположном постукиванию направлении (своего рода толчок ногой). Это прежде всего рефлекс LII-IV LIV-SII, положительный на протяжении первых 6 мес жизни. Позже наблюдается при спастических синдромах.

    Рефлекс Россолимо (вызывается ударом молоточком или собственным пальцем снизу по кончикам пальцев, или постукиванием по подушечкам над метатарзо-фалангеальными суставами, вследствие чего возникает плантарное фазное кивание пальцев).

    Рефлекс LIV-V, или спастический феномен у более старших детей. Постукиванием вызываются еще так называемые аксиальные рефлексы, к которым относятся: Назопальпебральный рефлекс (удар молоточком или собственным пальцем по надпереносью или по корню носа вызывает билатеральное мигание или смыкание век).

    Рефлекс п. V + n. VII. Рефлекс назо- и ментолабиальный (постукивание по верхней или нижней губе в средней линии вызывает выпячивание губ). Рефлекс п. V + n. VII. Постукиванием вызывается тоже феномен Хвостека, не являющийся рефлексом (удар прямо на ствол n. VII на щеке вызывает вздрагивание в области его иннервации, особенно около угла рта. У грудных детей легче всего вызывается постукиванием в центральную область соединения угла рта в яремной костью).

    «Физиология и патология новорожденных детей», К. Полачек

    Отбор новорожденных для неврологического исследования

    Неврологическому обследованию не надо подвергать вполне нормальных новорожденных, в анамнезе и соматической картине которых нет никаких отклонений и которые находятся в состоянии благополучия и хорошо развиваются. В клинической практике нередко удовлетворяются лишь приблизительной оценкой, т. е. вызывают рефлекс Моро и рефлекс хватания. С помощью скрининга надо обследовать новорожденных, родившихся у матерей, у которых беременность или…

    Рефлексы — (n. V—n. VII — LIV— SII)

    Рефлекс n. V—n. VII, CVII-VIII. Брюшные рефлексы: верхний, средний и нижний. Вызываются тактильной стимуляцией кожи, например деревянной шпилькой, в направлении от латеральной поверхности живота к пупку, в сегментах ThVII-IX, ThX, ThXI-XII, в результате чего в соответствии с локализацией раздражения наступает гомолатеральная контракция косых мышц. У новорожденного и грудного ребенка происходит одновременно изгибание (инкурвация) туловища дугой,…

    Отбор новорожденных для неврологического исследования (Клинически проявления)

    К клиническим проявлениям, указывающим на необходимость неврологического обследования новорожденного, относятся: вялое сосание, необходимость кормления через зонд; нерегулярное дыхание — паузы апноэ; цианоз и цианотические припадки, брадиаритмия; апатия, летаргия адинамия или резкое беспокойство; приступы судорог; гипотермия; слабый крик, аномалии голосовых реакций, церебральный крик; икота, рвота; аномалии рефлекса Моро; порочная осанка, опистотонус; патологические движения глазных яблок; периферические…

    Рефлексы — (LV—SII — LII—SI)

    Рефлекс LV—SII. Рефлекторное захватывание (тактильная стимуляция борозды между пальцами и подошвой или легкое надавливание на подушечки над мета-тарзо-фалангеальными суставами вызывает сгибание пальцев или захватывание стимулирующего предмета). Это спинальный рефлекс LV—SI, который угасает к концу первого года жизни. Последние два рефлекса указывают, что стимуляция различных мест одного и того же или тех же участков вызывает совсем…

    Схематический ориентир для врача

    Следующий краткий перечень является схематическим ориентиром для врача при обсуждении им дифференциальной диагностики.Локализованный цианоз: на лице, или при родах тазовым концом на ягодицах или на конечностях является признаком застойного венозного стаза, проявляющегося нередко одновременным наличием петехий или гематом; акроцианоз может быть проявлением персистирующего нарушения адаптации кровообращения, вазомоторной неустойчивости, охлаждения, но также признаком шока, например септической…

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: