Развитие ребенка

Для успешного развития психики ребенка, его способностей необходимо, чтобы малыш чувствовал себя уверенно, не боялся проявить себя, свои возможности, стремился к лучшему, был открыт и честен. Неуверенные взрослые чаще всего вырастают из неуверенных детей.

Неуверенность в себе – это заниженное представление о собственных возможностях и способностях.

Уверенность в себе – это важное качество для ребенка, которое указывает на то, что он ценит себя, отвечает за свои поступки, готов справиться с жизненными проблемами. Развитие уверенности у малыша необходимо начинать в раннем возрасте. Эта черта личности продолжает развиваться на протяжении всей жизни. Уверенным может стать любой ребенок независимо от пола и возраста.

Нотки неуверенности можно увидеть в чаде не сразу, родителям не всегда удается распознать ситуацию, когда ребенку уже необходима помощь.

Люди, постоянно испытывающие нерешительность, сомневающиеся в себе и своих возможностях, ощущают значительные трудности в жизни, им сложнее достичь значимого успеха, они постоянно пытаются вызвать одобрение со стороны, не могут понять, чего хотят.

Именно поэтому так важно искоренить зарождающееся чувство неуверенности в вашем ребенке как можно скорее.

Как понять, уверен ли в себе ваш ребенок

Понаблюдайте и задумайтесь, как ведет себя ребенок дома, в детсаду или школе, со сверстниками.

Если ребенок разговаривает тихо, даже если того не требует ситуация, часто грызет ногти, поправляет одежду без видимых на то причин, облизывает губы, то это мелкие признаки нерешительности, неуверенности и закомплексованности.

Вот еще несколько признаков неуверенного поведения:

  • ребенок отводит взгляд, когда разговаривает с человеком;
  • пытается уйти от ответа взрослого;
  • излишне недоверчив, раздражается в присутствии других людей;
  • часто сердится на посторонних;
  • боится не справиться с поручением взрослого и не хочет брать на себя ответственность;
  • боится трудностей и всегда выбирает дела полегче;
  • паникует перед выполнением новых дел;
  • имеет ряд страхов и даже фобий;
  • стесняется знакомиться и общаться с новыми людьми;
  • не имеет собственного мнения;
  • пишет и рисует очень мелко, слабо давя на карандаш;
  • иногда проявляет агрессию и беспричинно плохо себя ведет;
  • сутулится.

Если в вашем ребенке проявляются хотя бы некоторые их перечисленных признаков, то вам стоит начать работу над собственными ошибками в воспитании и обязательно развивать в чаде уверенность в себе.

Часто неуверенные застенчивые дети способны проявлять раздражение по отношению к домашним животным и близким людям. Повзрослев, такие дети понимают, что они ничего не достигли в жизни, демонстрируют зло к окружающим, обвиняя их во всех бедах.

Светлана Войтенко, детский психолог: «Уверенность в себе – это очень широкое понятие. Его развитию способствуют позитивное видение мира, самоуважение, устойчивую самооценку, веру в свои возможности и т.д. Уверенность в себе формируют, прежде всего, родители, правильное домашнее воспитание. Конечно, важны и взаимоотношения со сверстниками, взрослыми и вообще школьная атмосфера. Если у ребенка есть проблемы в школе, стоит поговорить с учителем или со школьным психологом».

Если ребенок вырос неуверенным, ему могут быть присущи такие черты:

  • замкнутость;
  • необщительность;
  • робость;
  • слепое подражание уверенному ребенку;
  • трудность в установлении контакта с незнакомыми людьми;
  • заниженная самооценка;
  • заторможенность, упрямство.

Откуда появляется неуверенность

Самая частая причина детской неуверенности – воспитание и обращение с ребенком в семье и его ближайшем окружении. Даже самые любящие родители порой допускают ошибки, считая, что поступают в интересах ребенка. Рассмотрим основные факторы, влияющие на детскую решительность и уверенность.

Родители – сами неуверенные люди.

То, как глядят на мир и на различные ситуации родители малыша, зависит и его собственное миросозерцание и поведение. Если ребенку без конца твердят: «Лучше и не берись, а вдруг проиграешь», «А если не получиться, что тогда», «Не лезь, а то может быть хуже», – то и в понимании ребенка такие стандарты мышления становятся обыденными. Он решает, что для собственной безопасности, дабы не выглядеть глупо, избежать потерь и наказаний, лучше и не браться за какое-либо дело, избегать ответственности.

Нерешимость не передается по наследству, но очень глубоко может засесть в подсознании. Малыш, проецируя поведение и слова родителей, снижает себе самооценку, считает бездействие лучшим выбором.

Читаем также: как повысить самооценку ребенку

Поэтому, даже если вы от природы люди застенчивые, нерешительные, старайтесь не проявлять эти свои качества, не говорите чаду, что он может потерпеть поражение, так как не достаточно силен и умен. Наоборот, пытайтесь породить в ребенке инициативность, стремление к новому.

Если родители слишком уверенны в себе, считают себя самыми умными и умелыми, не терпят оспаривания своих действий, то ребенок вырастает неспособным принимать самостоятельные решения.

Замечено, что первенцы в семье чаще страдают заниженной самооценкой, имеют больше проблем в общении с окружающими, чем их младшие братья и сестры. Дело в том, что когда в доме появляется первый ребенок, родители испытывают множество беспокойств по его поводу. Тревога взрослых в отношении того, насколько они справляются со своими родительскими обязанностями, передается ребенку.

Постоянная критика, сравнивание, наказания.

Если вы постоянно критикуете ребенка, вместо похвалы игнорируете его достижения, осуждаете выбор малыша, не цените его друзей, много запрещаете, требуете идеального исполнения всего, за что ребенок берется, вы неизбежно взращиваете в нем чувство неуверенности, боязни браться за любое значительное дело.

Срываясь на крик, часто наказывая малыша, вы способствуете его замкнутости, отчужденности, убиваете веру в себя и хорошие отношения между людьми. Частый страх вкупе с регулярным запугиванием самым негативным образом влияет на психику ребенка. Сравнивая его с другими, уверяя, что есть более сильные, умные, красивые, вы снижаете ему самооценку. Ребенок может запросто замкнуться в своих переживаниях и страхах оказаться неудачником, а в результате перестать нормально развиваться как личность, во взрослом возрасте не устроить личную жизнь, не построить карьеры, все так же считая себя недостойным и неспособным.

Реализация ваших несбывшихся мечтаний, планов и желаний.

Допустим, мама всю жизнь хотела стать известным музыкантом, но из-за первой любви забросила музыкальную школу и навсегда рассталась со своей мечтой, а позже и с первой любовью. Теперь мама, сама того не осознавая, решила, что ее чаду просто необходимо музыкальное образование, и отправила кроху учиться играть, например, на скрипке, не учитывая отсутствие желания и стремления ребенка. Папу в детстве обижали сильные здоровые ребята, а сейчас, он настаивает на боксе и единоборствах для чада.

Задумайтесь, выбирая путь ребенка по жизни, не проецируете ли вы свои собственные желания, учитываете ли способности, наклонности и стремления малыша.

Неудачи в социальной жизни.

Попадая в детский коллектив, сначала садика, потом школы, ребенок учится осознавать себя личностью, индивидуальностью, ищет способы взаимодействия со сверстниками. Поэтому неудачи и промахи в общении, попадание «не в ту компанию», издевки и насмешки недругов, невзаимная влюбленность и т.д. сильно гиперболизируются детьми, вызывая море переживаний. Если семья вовремя не поможет пережить ребенку свои проблемы, то они могут провоцировать развитие неуверенности в себе.

Не соответствие стандартам.

Окружающий мир навязывает нам массу стереотипов и стандартов. Чувствительная детская психика очень восприимчива к критике по поводу внешности, национальной принадлежности, религии. Стремление стать таким, как все, стирает индивидуальность, а желание бесконечно менять внешность, скрывать надуманные недостатки фигуры, вызывает массу комплексов. Без поддержки близких эти комплексы будут только расти.

Ни в коем случае нельзя оскорблять и унижать ребенка, позволять делать это другим людям. Почаще говорите чаду, что вы в него верите и очень любите!

Как научить ребенка быть уверенным в себе: примеры тренинговых упражнений

Практические упражнения воспитывают волевые качества, повышают стремление самосовершенствоваться, развивать способности.

Обязательно почитайте:

Почему ребенок истерит в магазине: что делать и как справиться?

Специфика тренинговых упражнений зависит от возраста:

  1. Тренинг для дошкольного возраста. Заключается в проговаривании навыков, которые малыш пока не освоил. Он должен понять, что он постепенно, но постоянно приобретает новые умения, знания. То, что вчера не получалось, сегодня даётся без труда. Тренинг повышает мотивацию, конкретизирует стремления.
  2. Начальная школа. Перечисление положительных качеств школьника, начинающихся с букв его имени. Листок с набором идеальных качеств размещают на видном месте, чтобы он постоянно видел, какими возможностями наделило его имя.
  3. Средний школьный возраст. Групповой тренинг. Дети становятся в круг и высказывают друг другу искренние комплименты. Признание окружающих вдохновляет, побуждает к самосовершенствованию.
  4. Подростки. Предлагается самостоятельно обрисовать свой идеальный образ сегодня, в будущем. Это позволит чётче понимать, к чему стремиться.

Поиск причины поступков

Методика позволяет лучше понять себя, помогает разобраться с мотивами совершённых поступков, учит контролировать эмоции. Осмысление полученных данных позволяет изменить собственное восприятие, стать уверенным.

Ребёнок может заниматься самостоятельно или в присутствии взрослого. Тренинг проводится по завершению дня. В письменной форме перечисляются все события, включая обычные каждодневные дела, типа завтрака. Напротив каждого пункта пишется причина.

Затем приступают к главному – оценке, осмыслению мотивации каждого поступка.

Часто действия объясняются следующим:

  • потребность;
  • случайность;
  • привычка.

Если не получается чётко сформулировать причину поступка, пишут фразу «Я так сделал, и несу ответственность за результат». Частота подобных объяснений определяет степень уверенности ребенка.

Самовнушение

Цель методики сводится к выработке положительных эмоций, развитию стимулов, волевых действий благодаря многократному проговариванию (желательно вслух) специально подобранных фраз.

На занятия настраиваются, принимают удобную позу, расслабляются.

Постоянно повторяя определённые слова, мы вторгаемся в подсознание, даём установку на укрепление самоуверенности.

Фразы начинают со слов: «Я имею право…» и далее продолжают:

  • победить;
  • радоваться;
  • на независимость;
  • на индивидуальность;
  • быть понятым;
  • достигнуть желаемого;
  • принять неверное решение, отвечать за него.

Обязательно почитайте:

Как правильно воспитывать мальчика, чтобы сделать его настоящим мужчиной: особенности и способы

В завершении проговаривают «Я уверен в себе».

Можно придумать слова самостоятельно, в зависимости от целей, проблем.

Спор с собой

Метод под названием «Спор с самим собой» помогает повысить уверенность, заключается в следующем:

  1. Письменно зафиксировать недостатки характера.
  2. В каждом пункте написать веские аргументы, переводящие недостаток в достоинство.

Например, ребенок воспринимает медлительность как недостаток. Однако эта черта указывает на спокойствие, продуманность в действиях, принятии решений.

Метод подходит при работе с детьми младшего школьного возраста. Ребенка, считающего себя скучным, следует убедить в обратном: «Ты просто рассудительный, это замечательное качество поможет избежать многих ошибок в жизни».

Визуализация успехов

Цель методики – укрепить веру в себя, зарядить положительными эмоциями. Нужно разместить на видном месте вещи, указывающие на достижения, напоминающие о приятных моментах: различные грамоты, кубки, фотографии с отдыха, в кругу семьи. В комнате малыша развешивают рисунки, поделки.

Визуализация успехов считается сильнейшим инструментом в достижении любой поставленной цели.

Рекомендации: как воспитать из ребенка успешного взрослого

  1. Если хотите что-либо изменить в ребенке – начинайте с себя. Помните, дети копируют родителей.
  2. Хвалите ребенка за успехи и не ругайте за неудачи.
  3. Говорите малышу, что полезно, а не о том, что нельзя делать.
  4. Составляйте с ребенком короткие формулы внушения типа: «Я лучший», «Я успешный».
  5. Учите заменять негативные мысли позитивными. Если малыш не умеет красиво петь, скажите ему: «Зато ты отлично рисуешь!».
  6. Чаще говорите крохе, как вы его любите, что вы в него верите.
  7. Поддерживайте все начинания ребенка, даже если они покажутся вам странными.
  8. Старайтесь всегда быть объективными по отношению к разным поступкам своего ребенка.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]