Что говорит доктор Комаровский о новорожденных, развитие по месяцам

Доктор Комаровский уже стал своеобразным кумиром среди молодых родителей. К его советам прислушиваются все, кто хотя бы один раз посмотрел передачу, прочитал книгу или зашел на сайт. Очень подробно Комаровский рассказывает и о детях до года, ведь этот период считается одним из самых важных в развитии ребенка.
В эти первые месяцы своей жизни ребенок постепенно привыкает, что он находится отдельно от мамы. Тогда же возникает и первый комплекс – испуг. Малыш еще побаивается незнакомых людей и начинает плакать, если видит, что мамы или папы нет рядом.

Кому-то покажется ранним, но у малыша в это время формируется модель отношения к близким людям. Именно эти первые модели в дальнейшем переделать практически невозможно. Поэтому родители должны осознавать всю значимость правильного воспитания уже с самого рождения.

Комаровский: дети до года

Итак, роды завершают длительное ожидание малыша и говорят о начале развития вне организма матери и переходе к самостоятельному существованию. В этот момент определяется физическое и психическое развитие ребенка. За этот год его ждет большой скачок: от подачи первых звуков до появления шагов.

Развитие в этот период идет очень интенсивно, вес увеличивается почти втрое, а рост на 22-26 см. Появляются первые зубы.

Постоянно спящая кроха постепенно вырастает в любопытного человечка, который пытается познать этот огромный мир, овладевая все большим количеством навыков.

Умеренная двигательная активность способствует нормальному психическому развитию, и наоборот, гармоничное психическое развитие позволяет моторным функциям малыша формироваться в нужном направлении. В это время происходит регулирование физиологических процессов на уровне рефлексов.

Поэтому, если у ребенка что-то пошло не так, то он сразу сообщит вам об этом самым доступным методом – при помощи плача. Окружение тоже играет роль в моторном и психическом развитии детей до года.

Комаровский: ваш ребенок от рождения до года

0-3 месяц. Малыш учится правильно держать голову, следит за яркими предметами, которые находятся или мелькают у него перед глазами. Он узнает взрослых, которые ухаживают за ним, появляется первая улыбка, он старается гулить. Игрушки, которые ему дают, он старается удерживать, ищет источники звуков. Рефлексы новорожденного постепенно стихают и сходят на нет.

3–6 месяц. Малыш начинает переворачиваться с живота на спину и обратно. Он начинает хватать игрушки и стремится скорее потянуть их в рот. Иногда можно услышать уже достаточно громкий смех и отдельные слоги. К 6 месяцам ребенок старается самостоятельно усесться и даже ползать. Когда взрослые поддерживают его, то он уже с уверенностью стоит на ножках и обычно что-то лепечет. Постепенно вводят прикорм.

6–9 месяц. Сидит малыш уже очень уверенно, почти освоил ползание, а в некоторых случаях и самостоятельно ходит к окончанию этого периода. Быстро реагирует на просьбу «дай», речь воспринимается им все лучше. Хорошо развитая мелкая моторика позволяет ребенку брать в руки небольшие предметы с помощью большого и указательного пальцев («пинцетного захвата»). Разорвать бумажку и раскидать игрушки – легко! Родители все чаще слышат от малыша первые слова: «мама», «папа» и даже некоторые названия животных.

9–12 месяц. В последние три месяца первого года жизни кроха совершает первые шажки. Всё окружающее вызывает больший интерес. Малыш не пропускает незнакомый предмет, возникает повышенное влечение к содержимому шкафчиков и полок, ведь он теперь способен дойти до них. Все-таки же в ход идет разрывание бумаги (особенно обоев), нажимание всевозможных кнопочек на пульте. Речь развивается, а лексикон расширяется.

Дети до 1 года – Комаровский говорит о том, как общаться с ребенком

Есть такие родители, которые считают, что говорить с ребенком в этот период бесполезно и даже глупо, малыш же еще не понимает. Но с чего они вообще решили, что он ничего не понимает? То, что он не определяет точный смысл слов, он воспринимает общий смысл при помощи невербальных средств коммуникации (жестов, мимики, тональности голоса и т.д.). С ребенком нужно говорить, хотя бы потому, что благодаря этому он научится понимать всю вашу речь спустя какое-то время.

Что это значит?

  1. Общение с ребенком до года – это необходимость для дальнейшего развития речи. Старайтесь говорить с ним на похожем языке.
  2. Разбавляйте «детскую» речь, которую вы произносите обычными, «взрослыми» предложениями. Конечно, рассказывать ему длинные монологи и сложные предложения не стоит. Обращайтесь лучше к нему и говорите о вещах, которые его окружают (игрушки, предметы мебели, животные и т.д.).
  3. Говорите с ребенком, а не ребенку. Это важно. Будьте искренны, и он вас поймет.

Советы доктора Комаровского: как приучить ребенка к горшку?

Советы доктора Комаровского:

  • Доктор считает, что оптимальным возрастом для приучения ребенка к горшку является 18-24 месяца. Врач утверждает, что до 2,5-3 лет организм ребенка в физиологическом плане не готов контролировать позывы в туалет. Поэтому не имеет смысла высаживать ребенка на горшок, когда ему нет полутора лет.
  • Конечно, можно приучить ребенка ходить на горшок и в 6 месяцев, однако полностью контролировать процесс он не сможет. Поэтому чем ближе к 3 годам возраст ребенка, тем быстрее будет происходить процесс привыкания и приобщения к горшку.
  • Ни в коем случае нельзя насильно высаживать ребенка на горшок, потому что это может вызвать массу негатива и протестов со стороны малыша. При этом лишний страх может продлить процесс приучения к горшку, так как ребенок будет бояться этого предмета, как огня.

Занятия с мамами
Занятия с мамами

О психомоторном развитии малыша до 1 года

1 месяц

Комаровский дети до года

В моторике: преобладают безусловные рефлексы (в особенности сосательный и хватательный), угасают беспорядочные движения ножками и ручками, физиологический гипертонус снижается.

В статике: ближе к завершению первого месяца малыш держит голову в течение нескольких минут, когда лежит на животике.

В сенсорных реакциях: изредка разглядывает окружающую обстановку и сосредотачивает слух.

В речи: малышом произносятся гласные, примерно похожие на «а», «и», «е».

В эмоциях и социальном поведении: хорошая реакция на громкий звук и яркие цвета (свет); в течение недолгого времени может сосредоточить внимание на лице кого-то из близких.

2 месяц

Комаровский дети до года

В моторике: все чаще малыш делает повороты головой в разные стороны.

В статике: появляется возможность держать голову вертикально.

В сенсорных реакциях: малыш сосредотачивает внимание на подвижном предмете, часто гулит.

В эмоциях и социальном поведении: улыбается и фокусирует взгляд на лице человека, даже если тот находится в движении.

3 месяц

Комаровский дети до года

В моторике: исчезает почти каждый безусловный рефлекс, тонус постепенно приходит в норму, малыш старается тянуться за предметом (игрушкой).

В статике: хорошо удерживает голову.

В сенсорных реакциях: хорошая реакция на звуковые и световые раздражители, сосредотачивает свое внимание.

В речи: часто и продолжительно гулит, слышны подобия слогов.

В эмоциях и социальном поведении: улыбается всем, даже незнакомым, окружающие получают от ребенка ответ на эмоциональное общение.

4 месяц

Дети до 1 года Комаровский

В моторике: движения становятся целенаправленными, переворачивается со спины на бок, хорошо держит игрушки.

В статике: начинает узнавать всех близких, игрушка поддается внимательному изучению.

В сенсорных реакциях: активная реакция на звук и яркие предметы.

В речи: слышны согласные звуки, радостных возгласов все больше.

В эмоциях и социальном поведении: отвечает на эмоциональное общение громким смехом.

5 месяц

Дети до 1 года Комаровский

В моторике: перевороты с живота на спину и наоборот, дотягивается и трогает игрушки.

В статике: при поддержке стоит на ногах, касаясь пола кончиками пальцев.

В сенсорных реакциях: различает знакомых и незнакомых, тянет в рот любой подходящий предмет.

В речи: произносит цепочки из слогов.

В эмоциях и социальном поведении: общение с другим малышом приносит радость, способен отреагировать на определенную интонацию в голосе.

6 месяц

Комаровский ваш ребенок от рождения до года

В моторике: активные перевороты, берет игрушки, может перекладывать их из одной руки в другую.

В статике: лежа на животе может опираться на вытянутые руки, постепенно садится .

В сенсорных реакциях: активная реакция на близких, следит за игрушкой, которая упала.

В речи: совершенствует навык говорения, начинает соединять слоги , меняет силу и тональность звуков.

В эмоциях и социальном поведении: активно просится на руки.

7 месяц

Комаровский ваш ребенок от рождения до года

В моторике: лежит на спине, играя со своими ногами.

В статике: научился сидеть, выпрямив спину; начинает пружинить ногами, если его поставят вертикально.

В сенсорных реакциях: стремится взять игрушку, не изменяя положение.

В речи: разговорный навык совершенствуется.

В эмоциях и социальном поведении: включен в игру и увлечен ею, начинает настойчиво требовать внимание мамы.

8 месяц

Комаровский ваш ребенок от рождения до года

В моторике: хочет, чтобы в каждой руке было по игрушке.

В статике: активное ползание на животе с переставлением рук; сам ложится, садится и привстает.

В сенсорных реакциях: может кивнуть головой на вопрос «да» или «нет»; с успехом повторяет «ладушки» и машет на прощание.

В эмоциях и социальном поведении: много разговаривает и внимательно изучает других детей.

9 месяц

Комаровский ваш ребенок от рождения до года

В моторике: сам играет игрушками и использует забавный для него трюк: скидывание игрушек и ожидание, что кто-то подберет, а затем снова их бросает.

В статике: качается в положении «на четвереньках», стоит при поддержке.

В сенсорных реакциях: на несложные вопросы дает ответ действием.

Речь: начинает четко удваивать слоги.

В эмоциях и социальном поведении: быстро идет на контакт, повторяя чужие действия.

10 месяц

Комаровский ребенок от рождения до года

В моторике: движения становятся целенаправленнее, в этот период может сложить пирамиду, положить на место игрушку, закрыть ящик. Учится пользоваться «пинцетным захватом»: небольшие предметы берет с помощью большого и указательного пальца.

В статике: уверенно и быстро ползает; стоит, держась за предмет.

В сенсорных реакциях: активно копирует движения взрослых.

В речи: говорит первые слова; пытается вступить диалог, повторяя знакомые слова.

В эмоциях и социальном поведении: на разнообразные движения и мимику очень эмоциональная реакция; нравится играть с детьми.

11 месяц

Комаровский ребенок от рождения до года

В моторике: улучшает навык «пинцетного захвата».

В статике: очень активно ползает и научился стоять, не опираясь на что-либо; может сделать пару шагов, если его поддерживать за обе руки.

В сенсорных реакциях: может выполнить простую просьбу; понимает, когда ему говорят «можно», «нельзя».

В речи: речь усложнилась, произносит обычные слова упрощенным способом. Речь усложняется.

В эмоциях и социальном поведении: разборчиво относится к другим малышам, радуется вместе с ними, появляются первые дружеские отношения.

12 месяц

Комаровский ребенок от рождения до года

В моторике: играет с игрушками больше часа.

В статике: начинает ходить с опорой на мебель либо без опоры.

В сенсорных реакциях: может выполнить просьбы посложнее, возрастает число разных реакций на окружающих.

В речи: запас слов примерно около 10.

В эмоциях и социальном поведении: ему очень нравится играть с другими детьми, играет «в прятки», обнимает, ожидает от близких похвалы.

Эти стандарты развития приняты на международном уровне и применяются почти во всех странах. Как ведет себя ребенок до года Комаровский расскажет в видео ниже.

Игрушки для новорожденных в 1-2 месяца: погремушки и мобили

Самые первые и самые нужные игрушки для детей в 1-2 месяца – это погремушки. Они могут быть и традиционными, со звенящими шариками или колокольчиками, и электронными, с запрограммированными простыми мелодиями. Первые погремушки для детей выпускаются совсем небольшие, их диаметр составляет всего 6-8 см.

Также для малыша можно приобрести погремушку, выполненную в виде бус.

Целые гирлянды из разноцветных шариков крепятся к коляске или кроватке. Погремушки-подвески обычно крепятся на пластиковую дугу.

Чуть позже кронштейн с подвесками можно будет перевесить с кроватки на манеж.

Выбор родителей падает на такие гирлянды также благодаря их универсальности. С подвесок можно снять часть сегментов, чтобы в дальнейшем малыш пользовался ими как обычными погремушками.

Относительно новый вид игрушек для самых маленьких – мобили на кроватку. Они могут заводиться ключом или же работать от батареек.

Новорожденный пока не может оценить разнообразие цветов и форм сегментов гирлянды, но его будут успокаивать тихие мелодии, которые издает мобиль на кроватку. Некоторые модели таких погремушек могут воспроизводить звуки природы. Грудничкам это очень нравится: такие звуки можно сравнить с белым шумом для новорожденных. Музыкальные карусели хорошо влияют на нервную систему крохи, а также позволяют развиваться его умению фокусировать зрение: услышав звук, малыш начинает искать глазками его источник.

Интересно! Как приучить малыша к горшку?

Мама может и сама сшить гирлянду для кроватки и коляски. В качестве наполнителя для тканевых или вязаных погремушек мамы используют бусины, пуговицы, а иногда даже горох и рис – они дают более интересный глухой звук. Когда малыш станет чуть старше и сможет трогать карусель руками, тканевые погремушки помогут разнообразить его тактильные ощущения.

И музыкальные карусели, и гирлянды из погремушек подвешиваются на расстоянии 30 см над кроваткой.

Важно помнить, что новорожденным тоже необходимо разнообразие. Даже если ваш малыш прекрасно засыпает с музыкальной каруселью и каждый раз улыбается, видя ее, от такой погремушки крохе нужно давать отдых. Нужно не просто менять мелодию, а вешать на место музыкальной карусели более спокойную игрушку без мелодий.

Основы здоровья ребенка до года

Дети до года, говорит Комаровский, имеют несформировавшийся иммунитет, поэтому необходимо внимательно следить за состоянием окружающей среды, где находится малыш.

Температура чистого воздуха в комнате для ребенка должна быть в пределах 15-18 градусов, а влажность от 55% до 75%. По максимуму нужно ограничить использование бытовой химии. Строительные материалы и мебель в комнате должны быть выполнены их экологически чистых материалов, чтобы не вызывать аллергию у малыша.

Регулярно проводите влажную уборку (не обязательно тщательную и полностью делать помещение стерильным), просто избегайте накопление пыли на коврах, мягких игрушках, поверхностях предметов.

Что касается питания, то здесь доктор Комаровский настоятельно рекомендует родителям ни в коем случае не принуждать малыша есть. Соблюдайте интервалы приема пищи и дайте ему поесть тогда, когда он действительно захочет.

Следите за качеством игрушек, которые вы предлагаете ребенку. Предпочтительнее будет не давать малышу до года мягких игрушек.

Ежедневные прогулки – вот еще один залог здоровья новорожденного. Одевайтесь по погоде и прогулки принесут удовольствие и вам и вашему дитя!

Советы доктора Комаровского для новорожденных

Сейчас действительно пересматриваются все системы, схемы и режимы питания. Самое интересное, что питание по часам признано самым неэффективным и даже вредным. Дело в том, что изначально весь этот режим был придуман человеком, который дрессировал собак. При этом отмечалось, что, если животное получает пищу в одно и то же время, у него улучшается пищеварение. Именно на этом принципе и было основано регулярное питание и режим.

Сейчас многие врачи, в том числе и доктор Комаровский, говорят, что данная система является устаревшей. То есть, нет необходимости кормить ребенка по часам. Идеальный вариант кормление тогда, когда ребенок сам попросит. Это непременно произойдет в том случае, если малыш абсолютно здоров. Ведь крохи в своем большинстве являются довольно подвижными и активными, поэтому для осуществления физических упражнений или каких-то энергичных движений необходима энергия, которую можно получать вместе с пищей.

Доктор комаровский
Доктор Комаровский

Советы доктора Комаровского:

  • Доктор Комаровский рекомендует малышам до 1 года давать исключительно грудное молоко. Замена грудного молока на смесь, даже высоко адаптированную, является недопустимой, по той простой причине, что ни одна смесь не способна заменить по питательности, своему содержанию грудное молоко. Кормление смесью допустимо лишь в исключительных ситуациях, когда у матери нет молока.
  • Кроме того, доктор Комаровский считает, что нет необходимости не давать детям сладких и вредных продуктов. То есть ребенок имеет право есть конфеты, а также чипсы. Единственное, родителям необходимо приучить ребенка употреблять эту пищу разумно, в небольших количествах. Конфеты и прочие сладости являются источниками быстрых углеводов, которые способны сразу дать энергию и подходят в том случае, если ребенок является довольно активным. Ничего страшного не произойдет, если ваш малыш в день съест пару конфет. Это абсолютно нормально.
  • Сейчас многие ставят под сомнение целесообразность приготовления жидкой пищи. Раньше считалось, для того чтобы стул у ребенка был нормальной консистенции, не было запоров, необходимо давать ему жидкую пищу, то есть супы.
  • Доктор Комаровский говорит, что в некоторых странах вообще не готовят супы, у них нет такой традиции, при этом дети хорошо растут, являются здоровыми. Заставлять ребенка есть суп каждый день, нет необходимости. Да, мама может варить жидкую еду, но заставлять ребенка не нужно. Он пойдет на пользу в том случае, если малыш сам не против отведать супа.
  • Касательно кормления детей возрастом до 1 года молоком, доктор Комаровский рекомендует контролировать свой рацион мамам. Ведь то, что съест мама, будет поступать в молоко. Таким образом, необходимо придерживаться принципов правильного и разнообразного питания. В таком случае организм ребенка будет насыщаться всеми необходимыми продуктами.

Комаровский
Комаровский

Закаливание, питание и активный образ жизни

Особое место в постулатах методики Евгения Олеговича Комаровского занимает закаливание. Конечно, он не призывает бросать младенца в прорубь, а рекомендует постепенно приучать малыша к прохладной воде. Доктор считает, что закаливание исходит от природных механизмов, поэтому нужно создать условия для развития тех самых адаптационных способностей, которые помогут в развитии ребенка в целом.

Одним словом – попытайтесь приблизить образ жизни малыша к естественным условиям и сделайте его активным. Выезжайте на природу, прогуливайтесь в прохладную погоду, делайте контрастный душ, и тогда малыш вырастет здоровым, утверждает доктор.
Автор публикации: Анна Куликова 

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: