Когда ребенок начинает узнавать маму и папу

Не менее, а, может быть, и более важно для него сейчас – быть уверенным в том, что его любят, и самому научиться любить. Да полноте, скажет скептический читатель, может ли такая кроха любить? Еще Анна Фрейд, дочь того самого психоаналитика Зигмунда Фрейда, писала, что»младенец не «любит» мать в собственном смысле этого слова, а лишь нуждается в ней».

Однако почему же в таком случае он столь по-разному «нуждается» в разных людях? Почему он явно предпочитает тех, кто не просто ухаживает за ним, а вступает в активное эмоциональное взаимодействие – привлекает внимание, ласково разговаривает, улыбается, играет? Как и когда возникает у маленького человека чувство привязанности и любви? Об этом наш сегодняшний разговор.

Ребята и зверята

Этологи (ученые, изучающие инстинкты) утверждают, что у различных животных развиваются именно те модели поведения, которые помогают им выжить в суровом мире. Детеныши рождаются на свет с запрограммированными формами поведения. Одна из них – держаться поближе к родителям, в этом случае малыши в большей степени защищены от опасностей.

Австралийский зоолог Конрад Лоренц заметил, что маленькие гусята начинают следовать за своей матерью почти сразу же после появления на свет. Эта связь помогает взрослым птицам защищать и обучать свое потомство. Доктор Лоренц также обнаружил, что лишенные матери дикие гусята, о которых в течение первых 24 часов из жизни заботился он сам, начинали следовать за ним, а не за другой гусыней. Подчас эта трогательная привязанность причиняла ученому определенные неудобства: гусята предпочитали даже спать в его комнате, вместо того, чтобы расположиться на берегу реки, как это делали их сородичи.

А вот другой любопытный пример. Американский психолог Гарри Харлоу проводил эксперименты с детенышами обезьян. Первоначальной его целью было выяснить, каким образом происходит у обезьян процесс научения. Для чистоты эксперимента он удалил из клетки обезьяну-маму и сам начал заботиться о маленьких обезьянках. К своему удивлению, Харлоу обнаружил, что разлука с матерью отразилась на маленьких обезьянках самым негативным образом. Одни из них умерли. Другие были напуганы, раздражены и отказывались есть или играть. Стало ясно, что обезьянкам для хорошего самочувствия и успешного развития требуется нечто большее, чем регулярное кормление.

Харлоу стал экспериментировать с «суррогатными матерями» – различными проволочными конструкциями. Одна «мама» снабжалась бутылочкой с пищей, а вторая – нет, у третьей было «лицо», четвертая была покрыта «шерстью», а пятая – лишь оголенной проволокой. Результаты оказались весьма впечатляющими. Обезьянки больше всего были привязаны к тем «мамам», к которым было приятно прижаться, т.е. к тем, что были покрыты теплой мягкой ворсистой тканью. Наличие бутылочки с молоком не играло роли в развитии привязанности у детенышей. Они подходили к «холодной» металлической «маме», чтобы поесть, но никогда не прижимались к ней, не обнимали ее, не выражали других признаков «любви».

А что же человеческие детеныши?

Когда из блокадного Ленинграда чудом удавалось вывезти маленьких детей, в тылу им пытались создать самые лучшие условия, насколько, конечно, это было возможно для лихого военного времени. У них был кров, питание, относительно спокойная жизнь, и все-таки по непонятным причинам множество малышей умирало. Разлука с матерью оказалась для них непереносимой.

Оказывается, даже у самых маленьких есть способы выразить свою любовь и привязанность. Это, как говорят психологи, сигнализирующее поведение – плач, улыбка, голосовые сигналы, взгляды. Когда малыш чуть подрастет, он начнет, как хвостик, ползать и ходить за мамой, обнимать ее руками, карабкаться на нее, т.е. стремиться к физическому контакту. Согласитесь, что трудно проникнуться эмоциональной близостью к младенцу, который все время уворачивается от ваших объятий. Значит, развитие привязанности – это система взаимодействий мамы и ребенка. Как развивается эта система на первом году жизни?

Что чувствует малыш во время родов.

И врачи-акушеры, и их пациентки прекрасно знают, что испытывает женщина на каждом этапе родов. А что происходит во время появления на свет с ее малышом?

Приоткрыть эту тайну нам вполне под силу – с помощью Ольги Паршиковой, врача-неонатолога, заведующей отделением новорожденных Клиники акушерства и гинекологии им. В.Ф. Снегирева.

Будущая мама и ее малыш – единое целое. Они живут в общем ритме как в течение 9 месяцев беременности, так и во время родов. Сигнал к началу этого процесса подает ребенок – в норме родовые механизмы вступают в действие только тогда, когда все системы малыша уже созрели и он полностью готов к самостоятельной жизни. Естественно, ситуации бывают разные, и порой ребенка заставляют поторопиться с рождением какие-то внешние обстоятельства (например, проблемы со здоровьем мамы). Мы же поговорим о том, как должны происходить естественные роды, когда с малышом и его мамой все в порядке. Итак, когда ребенок уже готов появиться на свет, его эндокринная система подает сигнал об этом с помощью гормонов, и в организме мамы начинается подготовка к родам. С этой минуты задача женщины – помогать малышу войти в новую жизнь. Ведь для ребенка роды – это важный процесс адаптации к жизни вне мамы, с иной температурой, давлением, светом, звуками, ощущениями. От того, насколько правильно кроха пройдет все этапы родов, зависит, легко ли он приспособится к непривычным условиям. Кстати, по этой причине малышам-«кесарятам», которые были резко «вынуты» из привычных условий, труднее адаптироваться к новой ситуации.

Первый период: схватки

На начальном этапе малыш продвигается из полости матки к ее раскрывающейся шейке и входит в узкую часть малого таза. Чтобы кроха был здоров, это движение должно быть неспешным – вот почему в норме оно занимает целых 6–8 часов.

Во время схваток малыш и мама работают синхронно: мышцы маминой матки сжимаются и давят на ребенка, заставляя его двигаться вниз, а кроха при этом как бы «собирается», прижимая к себе ножки и ручки; у него учащается сердцебиение, выделяется адреналин. Для того чтобы эта серьезная работа прошла для крохи легче, мудрая природа предусмотрела целый ряд мер. Например, избавить ребенка от неприятных ощущений помогает естественное обезболивающее – гормоны эндорфины (они действуют настолько эффективно, что маленький может спокойно спать все роды). А смягчить давление мышц матки на тело малыша удается благодаря подушке из околоплодных вод, окружающей ребенка в плодном пузыре. Когда кроха входит в узкое пространство между костями таза, у него на голове формируется защитная подушечка – врачи называют ее родовой опухолью. Она возникает из-за того, что подкожная жировая ткань на затылке и темечке отекает, и появившееся уплотнение защищает мозг ребенка от давления.

Во время пауз между схватками все семейство отдыхает. Мама переводит дух, а кроха в ее животе может потягиваться и сосать пальчик.

Во время потуг маме особенно важно правильно помогать своему малышу. Если женщина чересчур нервничает, ее мышцы сжимаются сильнее и давление на малыша усиливается, а кислорода к нему поступает меньше. Нехватку воздуха маленький испытывает и в том случае, когда мама слишком «выкладывается» на первом этапе и сил тужиться у нее не остается. Второй период: потуги

До появления малыша на свет остается все меньше времени: обычно второй этап родов занимает около часа. Помогая ребенку, женщине предстоит, как говорят акушеры, «вытужить» его. Мышцы матки и живота совершают сильные выдавливающие движения (это и есть потуги), и давление на малыша намного усиливается. Из-за этого кроха еще больше сжимается – и не напрасно: ведь ему предстоит пройти сквозь самый узкий участок – полость малого таза. Сильнее всего сжимается самая широкая часть тела малыша – голова. Мягкие кости черепа находят одна на другую, и из-за этого кроха может появиться на свет с вытянутой или сплюснутой головой. «Уплотняется» и туловище малыша, в первую очередь грудная клетка. И здесь крохе помогают околоплодные воды: словно буфер, они делают его движение к «выходу» мягче и безопаснее. Как только выйдет голова малыша, самая важная часть работы будет для него позади – плечи, руки, туловище и ноги появятся гораздо быстрее.

После рождения

Начало новой жизни малыш встречает громким криком. Это естественная (как говорят врачи, рефлекторная) реакция его организма на резкую смену условий. Прежде всего – на холод, ведь температура околоплодных вод – 37–38 °С, а снаружи, в родильном боксе, – не больше 24 °С. Во-вторых, на яркий свет: не будем забывать, что все 9 месяцев ребенок жил в полной темноте. Но, что важнее, крик – это ответ на первый вдох малыша, раздражающий непривычные к этому легкие и дыхательные пути ребенка. Чем глубже вдох, тем громче кричит маленький. Заодно благодаря этому из легких выходит фетальная жидкость, заполнявшая их до рождения.

Чтобы новорожденный кроха успокоился, его сразу же кладут на грудь мамы, и кроха, услышав стук ее сердца, тут же затихает. Младенцу капают в рот первые капли молозива и дают подержать сосок. Сразу после рождения сосать малыш еще не может, да в первые сутки ему это и не нужно. Несколько капель молозива, богатые питательными и защитными веществами, служат маленькому пищей, помогают уберечь от инфекций и заселить его кишечник полезными микроорганизмами.

Как только малыш появляется на свет, он попадает в заботливые руки акушерки и врача-неонатолога. Новорожденного сразу же кладут на стерильную пеленку под теплую лампу, чтобы он не замерз из-за разницы температур. Кроха делает свой первый вдох и во весь голос кричит, а акушерка вслед за этим отсекает ему пуповину. Затем она осушает тельце ребенка салфетками, снимает с кожи частицы слизи, крови, околоплодных вод и кладет чистенького малыша на грудь маме. Вслед за этим ребенка осматривает неонатолог и записывает данные о его состоянии на 1-й и 5-й минуте жизни – ставит ему оценку по шкале Апгар. Младенца обтирают стерильным маслом, на пуповину накладывают зажим, в глаза капают альбуцид, а у девочек обрабатывают половые органы дезинфицирующим раствором. Последний штрих – кроху одевают в стерильное белье и передают на руки маме.

Сразу же после появления на свет организм малыша начинает энергично освобождаться от следов «прошлой жизни». Кроха чихает, прочищая нос от слизи; срыгивает околоплодными водами, которые он глотал в мамином жи-воте; совершает свой первый «большой» туалет. За несколько часов у малыша спадает родовая опухоль, а голова принимает нормальную форму.

Органы и системы ребенка понемногу учатся работать в новом режиме: устанавливается дыхание, меняет свое строение сердце (ведь теперь процесс кровообращения происходит не через плаценту, а самостоятельно). Рождение открывает в малыше массу новых способностей. Он начинает слышать и видеть – кроха умел это и до появления на свет, но лишь сейчас зрительные и слуховые образы стали по-настоящему четкими и громкими. Неизведанный мир дарит крохе новые ощущения, ведь теперь он окружен не теплой водой, а пеленками и чувствует множество ласковых прикосновений, среди которых он безошибочно узнает самые главные – мамины.

Эксперимент с каменным лицом – чего мы ждем друг от друга

В лаборатории психолога собралось несколько мам (или пап) со своими трехмесячными детьми. Сначала родителей попросили поиграть со своими детьми так, как они обычно это делают. В разных парах (родитель + ребенок) игра протекала по-разному: у одних спокойно, у других – более активно. Когда малышам требовалось отдохнуть от активных действий, они ненадолго отворачивались или закрывали глаза.

В этот момент психолог просил маму прекратить общение с ребенком. Инструкция была такой: продолжать смотреть на малыша, но придать своему лицу застывшее, «каменное» выражение. У младенца это вызывало удивление, и он пытался повлиять на родителя улыбкой, гулением и двигательной активностью. Однако родитель во время этих попыток продолжал сохранять каменное выражение лица. Через несколько минут поведение малышей стало меняться. Они отворачивались в сторону, начинали сосать палец, и на их лицах застыла обида и непонимание. Некоторые дети реагировали на равнодушие родителя хныканьем, переходящим в горький непрерывный плач. Ведь мама, хоть и оставалась рядом, против всех ожиданий ребенка, становилась эмоционально недоступной. В конце эксперимента родитель возобновлял обычную игру с ребенком, пока к тому не возвращалось хорошее настроение.

О чем говорит этот эксперимент?

Трехмесячный младенец настроен на взаимодействие, ему обязательно нужна реакция взрослого на его, казалось бы, бессмысленные улыбки и агуканья. А посему смысл этих улыбок – в социальном контакте! Если мама находится в подавленном состоянии, и с ее лица не сходит «каменное», безучастное выражение («депрессивная маска»), малыш неизбежно почувствует, что его призывы остаются без ответа. Между прочим, установлено, что дети, матери которых страдали послеродовой депрессией, более склонны впоследствии к агрессивному и асоциальному поведению.

Когда ребенок начинает узнавать маму

Уже во внутриутробном периоде у плода развивается нервная система, основные органы чувств и движения. Ребенок рождается уже со сформированным слухом, зрительными ощущениями и необходимыми элементарными рефлексами. Новорожденный пока не точно воспринимает цвета и формы окружающих его предметов, но живо реагирует на крупные и яркие, движущиеся и светящиеся предметы. А еще он может начать внимательно прислушиваться, если мама начнет с ним шепотом разговаривать.

Когда ребенок начинает узнавать маму? Опознавательные рефлексы начинают у него интенсивно развиваться ближе к четырем неделям: он начинает оживляться, когда почувствует приближение человека, и улыбается так называемой «улыбкой ангела», то есть чисто рефлекторно. Кроха пока не понимает, кто к нему подошел, но уже по-своему реагирует на человека.

В трехмесячном возрасте малыши уже начинают на какое-то время фиксировать взгляд на предмете и способны разглядывать пространство в радиусе до 4 метров. Также они внимательно рассматривают предметы, которые попали к ним в ручку и активно реагируют на них. Если такого малыша поднять в вертикальном положении, то он будет внимательно рассматривать лицо человека, находящегося перед ним.

Чего боится младенец?

В педиатрии и психологии есть понятие «тревога семимесячных детей». В этом возрасте с малышами происходит интересная перемена. Если до 6-8 месяцев они всем подряд улыбались, были приветливы и открыты, то отныне неожиданно становятся робкими и настороженными в присутствии незнакомых людей.

Вот, например, впечатления Лены, мамы шестимесячной Анюты:

«Врач порекомендовал сделать дочке курс массажа. Оказалось, что это гораздо сложнее, чем в три месяца! Пока Аня у меня на руках, она еще милостиво соглашается «поздороваться» с тетей, но начинает вопить, как только та берет ее на руки. Аня ни за что не хочет оставаться с массажисткой одна. Дочку никто не пугал, и мы с ней надолго никогда не разлучались. Да и к моим подругам и даже к бабушке с дедушкой Анюта стала относиться очень настороженно. А те обижаются, дескать, не любит нас внучка… «

Между тем, это совершенно нормальное явление, оно свидетельствует о новой способности малыша – отныне он отличает знакомые явления от незнакомых. Ребенок начинает осознавать: присутствие близкого взрослого означает безопасность. Отсюда – тревога и страх, когда мама уходит.

С мамой – на одной волне

Вот еще один интересный эксперимент, на этот раз – с девятимесячными малышами. Вместе с мамами они должны были впервые встретиться с незнакомым человеком. Взрослые, как обычно, обменивались приветствиями при встрече. Некоторым мамам было дано задание – произнести традиционное приветствие «День добрый!» встревоженно (нахмурив брови, широко раскрыв глаза и всем своим видом выражая беспокойство). Другие мамы должны были произнести те же слова «День добрый!», но с улыбкой на лице и с доброжелательной интонацией. Как и предполагалось, младенцы точно считывали сигналы своих матерей. Дети, матери которых демонстрировали радость, вели себя с незнакомцем более уверенно, чаще улыбались и реже плакали, когда незнакомец брал их на руки.

Итак, вашему малышу совершенно недостаточно только есть и спать. Он способен тонко чувствовать, он может и хочет научиться любить! Его сегодняшние эмоции и впечатления определят ваши взаимоотношения на всю жизнь. И ваша задача – поддержать кроху своей любовью, дать ему уверенность в собственных силах, подарить ощущение свободы и безопасности, сделать ваше взаимное общение увлекательным и радостным. Что для этого нужно?

Видит маму и узнает

В 4-5 месяцев ребенок при виде знакомого человека может начать гулить, улыбаться, дергать ножками и ручками, при условии, что этот человек радостно ему улыбается и спокойно приговаривает.

В полгода дети уже должны четко различать своих и чужих. Они могут даже сторониться посторонних людей, вести себя скованно, не играться и не улыбаться. Наш сынок в 6 месяцев был таким же: он с нами постоянно смеялся, игрался, показывал, что он умеет, дергал ножками и т.д. Как только его приносили к бабушке – становился сразу другим ребенком, грустный взгляд и минимум движений, вел себя настороженно.

Кормите малыша грудью!

Грудное вскармливание дает маме и малышу уникальный опыт любви и доверия, который сохраняется на всю жизнь. Постарайтесь сделать все, что от вас зависит, для того, чтобы кормить ребенка грудью. Пусть возможность приложиться к маминой груди будет у малыша в любой момент, а не тогда, когда «пришло время». Ведь сейчас уже ни для кого не секрет, что сосание материнской груди не только утоляет голод, но и дает ощущение покоя, безопасности и даже помогает справиться с болью. Это и телесный контакт, и зрительный, и эмоциональный. С какой благодарностью и восторгом смотрит сосущий младенец на маму, и сколько нежности и ласки дарит она ему в этот момент!

Больно ли ребенку во время родов?

Как утверждают ученые, ребенок способен чувствовать боль уже с 20-й недели беременности. Но та поза, в которой он рождается, очень хорошо защищает ребенка от лишнего дискомфорта, его ручки и ножки плотно поджаты к туловищу. Поэтому боли он не почувствует, но без шока не обойтись — после родов его ждет очень холодный и яркий мир, воздух, резкие звуки и много чего непривычного.

Напомним, что ранее мы писали о том, какие звезды совсем скоро станут мамами — роды уже приближаются. Имена этих счастливиц можно прочитать по ссылке.

Кроме этого, читай о том, что акушерка приостановила свои роды, чтобы помочь родить другой женщине.

Материал подготовила Карина Хусточкина

Больше интересных материалов читай на Сlutch!

Общайтесь с малышом!

Почаще обращайтесь к нему по имени, говорите о том, какой он хороший, красивый, любимый. Можно петь, можно комментировать то, что происходит вокруг вас. Постарайтесь понять, что именно заинтересовало вашего ребенка, на что он устремил взгляд – на картину, висящую на стене, или на собачку, что пробежала мимо вас, или, может быть, на собственные крохотные пальчики. Обязательно расскажите ему об этом. Комментируйте свои действия: сейчас мы переоденем тебе памперс, а сейчас – наденем штанишки. Так, на правую ножку надели, теперь на левую. А теперь наденем красные носочки и т.д.

Возможно, поначалу вам будет трудно говорить «в пустоту», и, казалось бы, не слышать никакого ответа на ваши речи. Однако, сделав паузу, присмотритесь к малышу. В какой-то момент он обязательно попытается вам ответить – улыбкой ли, лепетом или активными телодвижениями. Ваша задача – научиться «расшифровывать» эти послания. Вы заметите, что с какими-то вашими предложениями кроха будет соглашаться, а на какие-то – отвечать решительным отказом.

С рождения до 6 месяцев: каждому товарищ

Новорожденный ребенок не может понять с самого начала, как устроен мир. Каждый раз, когда мама его берет на руки, малыш узнает ее запах, прикосновения, голос, и вскоре начинает понимать, что за ними следует ласка и кормление.

Таким образом, ребенок вносит маму в пределы своего маленького мира. Он может ее отличить от остальных людей по голосу, запаху, ласковым прикосновениям.

Примерно в 3 месяца ребенок четко распознает ее лицо, в котором раньше он лишь улавливал знакомые черты. Также он оживленно отвечает на мамино приближение, выделяя ее от других людей. Однако, на протяжении всего полугода ребенок дружелюбен и улыбается каждому, а также позволяет всем держать себя на руках.

Родителям доставляет особенное удовольствие слушать от знакомых о том, какой их ребенок дружелюбный. Однако, на фоне общего дружелюбия, ребенок постепенно все больше и больше привязывается к своей маме.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]