1000 дворов дальний восток Люди, родившиеся в 2003 году, уже учатся в вузах. AKIBA GROUP, стартовавшая в эти годы, успела стать лидером на рынке Дальнего Востока в нише детского игрового и спортивного оборудования. Теперь для тысяч людей компания - надежный партнер, добрый и мудрый друг.

Как делать логопедический массаж ребенку


Цели логопедического массажа

Логомассаж представляет собой комплекс эффективных техник, который помогает ребенку научиться правильному произношению звуков. Данный метод предполагает систематическое выполнение определенных упражнений на протяжении всего курса логопедического лечения, в результате чего мышцы, задействованные в речи, становятся активнее, работают более продуктивно.

Логомассаж для детей в домашних условиях или медицинском учреждении назначается специалистом в индивидуальном порядке. Для каждого пациента подбираются конкретные упражнения, нацеленные на воздействие той или иной группы лицевых мышц.

Цель логопедического массажа заключается в том, чтобы обучить ребенка навыкам управления мимической мускулатурой. В ходе занятий используемые в речи мышцы ротовой полости и лица поочередно то расслабляются, то приходят в тонус.

Массаж производит благоприятный физиологический эффект на весь организм, улучшая секреторные функции кожных покровов, активизируя отток крови и лимфы. Благодаря логомассажу стабилизируются обменные процессы и трофика тканей. Во время процедур кровеносные сосуды слегка расширяются, из-за чего кислород поступает к клеткам намного быстрее.

Помимо указанных преимуществ, стоит отметить и то, что логопедический массаж воздействует на мышечные ткани, делая их более эластичными и работоспособными. Это позитивно сказывается на их сократительной функции и темпах восстановления активности после нагрузок.

Делаем логопедический массаж языка ребёнку дома

Необходимо посадить/положить отпрыска в удобную для него позицию. Соблюдая правила гигиены можно начинать проведение процедуры.

Техника выполнения:

  1. Направление: от кончика языка лёгкими движениями нужно «проводить линии» к зоне, которая обеспечивает образование рвотного рефлекса.
  2. Во время проведения стоит поглаживать язык, аккуратно похлопывать его, создавать ощущение вибрации (не более 15 секунд).

Условия и техника проведения

Краткое описание нескольких техник массажа:

  • Необходимо найти подчелюстную ямку и выполнить «точечный массаж». Время — 15 секунд. Движения должны осуществляться указательным пальцем и напоминать небольшую вибрацию;
  • В течение 15 секунд делается вибрация для языка под углами челюсти. Стоит задействовать обе руки;

Виды действий:

  1. Круговые.
  2. Манипуляции, напоминающие спиральные движения.

Упражнения, которые можно делать дома

  • Лёгкий массаж губ;
  • Массирование лица;
  • Вибрационные манипуляции для языка;
  • Движения от подбородка до части лица, расположенной ниже;

Логопедический массаж для детей

Определяем цели логопедического массажа для детей

Главной задачей массажа является укрепление мышц лица, языка, введение речевого аппарата «в тонус», избавление от врождённых/приобретённых патологий и пороков.

Также эта процедура помогает улучшить артикуляцию, восстанавливает ослабевшие мышцы челюсти.

Важно! Перед началом проведения манипуляций требуется заключение логопеда, который установил точный диагноз. Самостоятельное принятие решений в такой ситуации — необдуманный поступок, который может усугубить положение.

Особенности проведения логомассажа

В первую очередь логопед определяет общий уровень развития малыша. После анализа оценивается моторика рук, работа мышц, отвечающих за артикуляцию.

Затем, если обнаруживаются какие-либо отклонения, назначается специально подобранный комплекс упражнений. Выполняется в домашних условиях или в массажном кабинете специалиста.

Логопедия специализируется на подобных проблемах, поэтому переживать не стоит. Врач точно знает, что нужно делать.

Перед началом любой процедуры стоит убедиться в том, что условия проведения соответствуют всем гигиеническим нормам. У каждого специалиста должен быть индивидуальный комплект и антисептик.

Важно! Без соответствующего диагноза логомассаж не назначается.

Особенности массажа языка для детей с диагнозом «Задержка речевого развития»

Чаще всего диагноз «Задержка речевого развития» встречается у детей, страдающих от ДЦП, испытывающие проблемы с центральной нервной системой и так далее.

Требуется делать массаж для языка детям с задержкой речевого развития каждые 1-2 месяца. Это помогает снять с мышц спазм, уменьшает слюноотделение. В целом здоровье улучшается.

Массаж языка пальцами

Движения выполняются аккуратно от кончика к середине языка. Проглаживаются боковые части и края. Спиралевидные/круговые движения не должны доставлять дискомфорт пациенту. Если ребёнок пожалуется на боли, стоит прекратить манипуляции до следующего раза.

Массаж языка (логопедический) ребёнку дома можно провести без особых затрат.

Обратите внимание! Если болевые ощущения не проходят, нужно немедленно обратиться к врачу.

Показания

Физическое воздействие на мускулатуру лица и ротовой полости в виде логопедического массажа показано при отсутствии моторики артикуляции и слабой подвижности мимических мышц, языка, щек. Таким образом, упражнения рекомендуется делать не только детям, но и взрослым (например, после инсульта или черепно-мозговой травмы).

Основные показания к логомассажу в раннем возрасте:

  • дизартрия, при которой нарушается иннервация речевого аппарата;
  • ринолалия, обусловленная дефектами строения связок и мышц ротовой полости;
  • дислалия на фоне укороченной подъязычной связки;

  • родовые травмы;
  • врожденные дефекты ротовой полости, губ, языка;
  • заикание;
  • церебральный паралич.

Чаще всего логомассаж проводят детям с дизартрией. Трудности в проговаривании отдельных звуков нередко бывают вызваны поражением заднелобных и подкорковых мозговых структур.

При своевременной коррекции эта проблема легко устраняется. Чтобы поставить ребенку правильную артикуляцию при данном диагнозе, логопеды зачастую назначают лечебные программы по методам докторов Архиповой, Дьяковой, Новиковой.

Второе распространенное основание для прохождения курса логомассажа – детский церебральный паралич (ДЦП). При повышении общего мышечного тонуса у ребенка возникают сложности не только в плане физической активности, но и речевого общения.

Также логомассаж может быть использован в качестве элемента реабилитационной программы после хирургического лечения физиологических изъянов полости рта и челюстно-лицевой зоны (заячья губа, волчья пасть, короткая уздечка). Перед началом логопедического лечения ребенок должен получить консультацию невролога для получения заключения об отсутствии противопоказаний.

Ограничения и меры предосторожности

Несмотря на то, что логопедический массаж является эффективным и безопасным вспомогательным методом терапии при нарушениях речи, к его применению существуют противопоказания.

К ним врачи относят:

  • эпилепсия;
  • инфекционные заболевания (респираторные вирусные, дерматологические);
  • стоматит;
  • лимфаденит;
  • конъюнктивит.

Занятие прекращают, если у ребенка появляется тремор подбородка, начинает синеть носогубный «треугольник». Также не стоит делать массаж при повышенной температуре тела и общем недомогании.

Важные правила логомассажа и условия для проведения в домашних условиях

Сеансы массажа для ребенка допускается проводить самостоятельно при соблюдении целого ряда условий.

Самыми распространенными рекомендациями для проведения занятий дома являются:

  • Консультация логопеда. Желательно, чтобы первый раз массаж был совершен специалистом или самим родителем, но под присмотром врача.
  • Соблюдение режима. Процедура не проводят, если после последнего приема пищи прошло менее 2 ч.
  • Подготовка к сеансу. Перед массажем дома необходимо проветрить помещение, выполнить необходимые гигиенические процедуры.
  • Положение тела. Во время занятий ребенок может выбрать лежачее положение или позу полусидя.
  • Комбинация нескольких техник. Во время занятий следует сочетать упражнения сразу для нескольких частей артикуляционного аппарата (губ, неба, нижней челюсти, языка) поочередно меняя движения. Логопедический массаж предполагает совершение похлопываний, поглаживаний, пощипываний, зигзагообразных и спиралеобразных воздействий.
  • Разминка. Логомассаж всегда должен начинаться и заканчиваться одинаково – поглаживаниями.
  • Кратность упражнений. Каждое движение повторяют не менее 7-10 раз. За один сеанс совершают не менее 5-7 упражнений.
  • Длительность процедуры. На начальном этапе на сеанс отводится не менее 5 мин., постепенно увеличивая время до 15-20 мин.
  • График. Занятия следует проводить по предписанию логопеда-дефектолога ежедневно или через день на протяжении 20-30 дней. Курс можно неоднократно повторять, но каждый раз следует делать перерыв продолжительностью 2-3 месяца.
  • Контроль за состоянием ребенка. Во время сеанса нужно внимательно следить за тем, чтобы он не испытывал дискомфорта, усталости, болезненных ощущений.

Логомассаж для детей в домашних условиях может дать заметный прорыв в речевом развитии, однако не стоит пренебрегать систематическими посещениями врача, который должен отмечать динамику изменений и вносить коррективы в план лечения.

Делаем самостоятельно массаж лица для развития речи

Логопедический массаж для детей в домашних условиях можно выполнять. Для этого нужно овладеть несколькими лечебными техниками, которые будут стимулировать речевой аппарат ребёнка.

Проводится массирование:

  • Губ;
  • Языка;
  • Лица;

Проведение логомассажа

Круговыми движениями массажируются необходимые участки. Резкие движения исключены. Массаж лица для детей для развития речи выполняется с помощью нескольких простых техник.

Врачи настоятельно не рекомендуют проводить какие-либо манипуляции без назначения врача. В противном случае это может только усугубить ситуацию.

Показания для логомассажа

Существует ряд показаний, благодаря которым назначается массаж:

  • Слюнотечение (неконтролируемое);
  • Болезнь «Дизартрия»;
  • Патологии развития речевого аппарата;
  • Нарушение речи/голоса или его частичная потеря;
  • Слишком большое напряжение, в котором постоянно находятся мышцы лица;
  • Заикания во время речи;
  • Напряжение мышц лица с патологическим уклоном, которое осложняет произношение любых слов;
  • Наличие церебрального паралича у ребёнка;
  • Недостаточное развитие мышц, которые обеспечивают чёткую артикуляцию;
  • Зубной камень, другие заболевания ротовой полости;
  • Прочие патологии и проблемы, возникающие вовремя произношения. Также ЗРР;

На приёме у специалиста

Данные проблемы могут встречаться как у здоровых детей, так и у индивидов с различными отклонениями в развитии. В основном массаж прописывают тем, у кого есть врождённые патологии, а также прочие серьёзные проблемы с речевым аппаратом.

Необходимо вовремя обращаться к доктору, тянуть ни в коем случае нельзя. Если мама замечает, что у её отпрыска присутствуют такие проблемы — нужно сразу записаться на приём к специалисту.

Важно знать: есть противопоказания

Врачи-массажисты установили ряд противопоказаний, при которых выполнять данную процедуру запрещено:

  • Простудные заболевания;
  • Наличие герпеса на частях лица или губах;
  • Офтальмологические заболевания;
  • Воспаления в ротовой полости;
  • Наличие ОРЗ, ОРВИ;
  • Травмированный язык;
  • Заболевание лимфоузлов;
  • Повышенное давление внутри черепа;
  • Грибковые вирусы на коже;
  • Туберкулёз (активный);
  • Различные онкологические осложнения или заболевания;
  • Эпилепсия/припадки;
  • Болезни сосудов (капилляров);
  • Наличие гематом на определённом участке тела;

Картотека игр по речевому развитию у 2 младшей группы ДОУ

Процедуры можно делать не ранее, чем через 10 дней после полного выздоровления. Организм должен восстановиться после перенесённой от болезни нагрузки.

Какова продолжительность и частота проведения процедур

Для данной процедуры установлены сроки, которых необходимо придерживаться. В зависимости от тяжести заболевания продолжительность и частота проведения оздоровительных манипуляций могут иметь разные промежутки (по времени).

Стандартное проведение массажа: 10-20 сеансов, выполнение ежедневное или через день. Необходимо сделать перерыв на 1-2 месяца, затем, при надобности стоит возобновить процедуры. В течение года стоит выстроить строгий график.

Лучший способ не пропустить что-либо — составить расписание, в котором будут указаны промежутки времени для логомассажа.

Начальные этапы: 1-6 минут с самого начала, затем можно увеличить время до 20 минут.

Детский возраст — время проведения: не более 10 мин, для дошкольника — не более 15, школьникам — до 25 минут.

Гигиенические условия для проведения логомассажа в домашних условиях

Перед началом логопедического массажа следует проветрить комнату, чтобы ребёнку было комфортно. Если в процессе используются какие-то инструменты — они должны быть тщательно продезинфицированы в растворе (хлоргексидина) или в кипятке.

Руки необходимо помыть со специальным бактерицидным мылом, чтобы не заносить бактерии в ротовую полость ребёнка.

Важно! Нельзя проводить манипуляции в грязном помещении.

Инструменты для массажа языка

Подводим результаты работы

После проведения работ пациент не должен ощущать дискомфорт. Если всё выполнено правильно, то это будет стимулировать речевой аппарат. Тогда всё пойдёт на пользу.

Виды массажа

За счет использования сразу нескольких разных массажных приемов, как правило, быстрее снижается тонус мускулатуры, устраняются спазмы. Логомассаж помогает мышцам адаптироваться к активным произвольным или координированным движениям.

При этом важно учитывать, что реакция организма на массаж имеет прямую зависимость с силой воздействия. Например, при поглаживаниях возбудимость массируемогоучастка минимизируется, а при поколачивании или щипании, наоборот, усиливается.

В практической деятельности современные логопеды используют несколько техник массажа для детей с проблемами в развитии речи.

Классический массаж

Исходя из названия, несложно догадаться, что здесь применяются традиционные массажные приемы.

Человек, который занимается с ребенком, использует:

  • растирания;
  • поглаживания;
  • разминания;
  • похлопывания, создающие вибрацию.

Эти 4 основных приема могут классифицироваться по силе воздействия и скорости движения. Так глубокие и медленныерасслабляют мускулатуру, а быстрые и поверхностные – повышают ее тонус. Чтобы купировать спастический синдром, применяется сильная вибрация и поглаживание.

Аппаратный массаж

Логомассаж такого типа для детей, как правило, в домашних условиях не проводится, поскольку требует использования специального оборудования. Аппаратный метод лечения речевых нарушений является одним из самых эффективных. Массажный прибор оснащают различными насадками для вибрационного и вакуумногостимулирования артикуляционного аппарата ребенка.

Такие приборы могут воздействовать на поверхности с разной силой, в зависимости от установленного режима. Перед каждым использованием следует обрабатывать насадки прибора дезинфицирующим раствором.

Точечный массаж

Эту методику правильнее относить к одной из разновидностей рефлексотерапии, которая заключаетсяв механической стимуляции биологически активных участков в соответствии с показаниями. Точечный логомассаж отличается возможностью разнохарактерного воздействия: расслабляя одну мышцу, в этот же момент можно возбуждать другой участок речевой мускулатуры.

Техника исполнения массажа подбирается в индивидуальном порядке. Иногда с целью достижения выраженного эффекта специалисты используют элементы криотерапии, что предполагает стимуляцию холодом отдельных зон.

Зондовый массаж

Это особый вид логопедической процедуры, который показан для нормализации речевой моторики. Автором данной техники является известная логопед-дефектолог Е.В. Новикова Методика считается весьма эффективной, несмотря на свою простоту. Зондовый логомассаж позволяет работать исключительно с теми участками артикуляционных органов, которые нарушены и нуждаются в стимуляции.

Лечение ускоряет процесс восстановления или первичной постановки звукопроизношения.

Для такой процедуры используются логопедические инструменты – зонды, каждый из которых отличается не только внешне, но и имеет уникальный принцип действия:

  • вилочковый– применяется для обкалывания языка с целью пробуждения ритмичных сокращений мускулатуры, а затем совершения нескольких вращательных и колебательных движений в конкретной точке на протяжении 4-6 с;
  • зонд-«восьмерку» применяют для нажатия на язык;
  • зонд-«саночки» представляют собой систему из 3 приспособлений, воздействующих на мышечные волокна и нервные окончания;
  • зонд-«топорик» помогает совершать скольжение и вдавливание;
  • крестообразным зондом можно одновременно нажимать и отталкивать язык, вызывая сокращения мышц.

Массаж зубной щеткой

Логопедическое лечение можно проводить и с помощью подручных средств. В домашних условиях логомассаж ребенку можно сделать зубной щеткой.

В ходе процедуры используются такие виды движений:

  • продольное поперечное поглаживание;
  • растирание круговидное, спиралевидное;
  • ударное надавливание;
  • непрерывистая вибрация.

Вместо зубной щетки родителю можно использовать свой идеально вымытый палец. Если ребенок сопротивляется проведению массажа, нужно попробовать отвлечь его внимание чем-нибудь вкусным, обмакивая щетку или палец, например, в сметане или варенье.

Один из комплексов упражнений выглядит следующим образом:

  1. Наружной стороной щетки без щетинок медленно провести 10 раз от центра языка к периферии.
  2. Столько же движений, но теперь от кончика к середине, не возбуждая корень и не вызывая у ребенка рвотный рефлекс.
  3. По всей длине речевого органа проводить щеткой с легким надавливанием вдоль боковых краев, устремляясь к src=»https://healthperfect.ru/wp-content/uploads/2020/02/logomassazh-dlya-detey-6.jpg» class=»aligncenter» width=»564″ height=»531″[/img]
  4. Проводить щеткой горизонтальные линии от корня языка к периферии.
  5. Движения по зигзагообразной траектории совершить не менее 7-10 раз на поверхности языка и неба.

Массаж ложками

Данный метод воздействия на артикуляционный аппарат относится к видам лицевого массажа. Чтобы сделать своему ребенку логомассаж с ложками, необходимо подготовить приборы с гладкой поверхностью и повторять все упражнения не менее 7 раз. В возрасте от 3-4 лет дети могут сами делать упражнения с ложками под строгим контролем родителей.

Логомассаж для детей в домашних условиях начинается с того, что ребенку в каждую руку помещают по одному столовому прибору.

Если же ребенок пока не готов к самомассажу, взрослому необходимо:

  1. Выпуклыми частями совершить поглаживание линий лба.
  2. Аналогичные манипуляции проводятся на щеках круговыми движениями.
  3. Затем ребром ложки провести линию снизу−вверх по щекам.
  4. Поглаживающими движениями кончиками приборов растереть верхнюю губу.
  5. Совершить разминающие движения вдоль скул, по направлению от уголков рта к вискам.

Разновидности массажа

В зависимости от типа расстройства речевого аппарата, возраста малыша и его эмоционального состояния подбирается вид процедур и интенсивность проведения. Техника классического логопедического массажа для детей основана на применении традиционных приемов:

  • поглаживания;
  • растирания;
  • разминания;
  • вибрационного воздействия.

Процедура начинается и заканчивается поглаживаниями — это обязательное условие правильного сеанса массажа. Сила воздействия зависит от патологии: если необходимо расслабить мышцы, то используют легкие поглаживания. Для укрепления мышечного тонуса необходимы более активные движения.

Точечный массаж предполагает воздействие на определенные биологически активные участки.

Аппаратный метод основан на применении вакуумных и вибрационных приборов. Автором зондовой техники является Е.В. Новикова, которая использовала в своей работе несколько видов зондов для массирования губ, языка, неба.

Читать также…. Аппаратный метод массажа лица

Врачи применяют несколько видов инструментов для логопедического массажа, таких как:

  • саночки;
  • крестовины;
  • топорики;
  • толкачи;
  • восьмерки.

Для детей с церебральным параличом рекомендуют систему Е.Архиповой. А для малышей старшего дошкольного и школьного возраста разработана система самостоятельного массажа лица и языка.

Классическая массажная техника

В домашних условиях упражнения и массаж выполняют из положения сидя или лежа. Начинают сеанс с массажа воротниковой зоны и плеч. Его проводят поглаживаниями всей области сверху вниз. Затем переходят к плавным поворотам головы ребенка в разные стороны: одна рука мамы придерживает за лоб, а вторая — лежит на задней поверхности шеи.

Расслабление мимической мускулатуры лица проводят приемом поглаживания с помощью пальцев. Направление движений:

  • от центральной точки лба в сторону висков;
  • от линии бровей к линии роста волос;
  • вокруг глаз;
  • от переносицы по нижнему веку к вискам;
  • от уголков губ к мочке уха.

Каждое из движений повторяют не более 10 раз. Расслабление губ также проводится поглаживающими движениями от уголков рта 5-7 раз, затем разглаживают область носогубных складок кончиками указательных пальцев. После этого массируют ротовую полость. Техника выполнения логопедического массажа языка следующая:

  • при помощи салфетки берут кончик языка и передвигают его в разные стороны;
  • левая рука придерживает высунутый изо рта кончик языка, а правая при помощи зубной щетки поглаживает всю поверхность;
  • легкими движениями проходят еще раз всю поверхность языка, после чего поворачивают его в стороны.

Массирование языка нужно проводить осторожно, без применения силы и нажатий. Если малыш испытывает дискомфорт — проработку прекращают.

Активирующее массирование

Как делать активирующий логопедический массаж:

  • после предварительного расслабляющего массирования проводят ритмичное сжатие подбородка;
  • затем переходят к поглаживанию двумя пальцами щек и скул по спирали;
  • после поглаживаний идут активные разминания проработанной области;
  • далее следует энергичное пощипывание щек.

Затем поглаживаниями проходят верхнюю и нижнюю губу. Снизу прорабатывают похлопываниями и вибрационными движениями, задействуя только кончики пальцев.

Массирование языка проводят более интенсивно растиранием и разминанием. Направление движений от корня языка к кончику. Последовательность приемов такова:

  • растирание вдоль, поперек и по спирали;
  • сжатие боков языка с пощипыванием краев;
  • похлопывание по всей поверхности зубной щеткой.

Завершают массажный сеанс растиранием шеи по нижней части к мочкам ушей, от лопаток к затылку и по всей поверхности.

Массирование ложками

Для проведения сеанса понадобится пара чайных ложек. Логопедический массаж ребенку начинают с поглаживания области висков выпуклой частью ложки. Круговые движения совершают по часовой стрелке с ровным и плавным нажатием. Затем поглаживают надбровные дуги от внутреннего края ко внешнему, и по нижнему веку к переносице. Аналогично разминают жевательные мышцы и область под подбородком.

Поглаживание щек выпуклой стороной начинают от уголков губ, поднимаясь постепенно к вискам. Виски проходят спиралеобразными движениями, заканчивая проработку области интенсивными и ритмичными нажатиями. По губам проходят поглаживаниями и легкими разминаниями.

Читать также…. Правила глубокотканного массажа

Каждый из приемов повторяют до 8 раз. Массаж лица для детей с использованием ложек может включать и проработку языка, но выполняться он должен только специалистом. В домашних условиях велик шанс травмирования и растяжения мышц.

Самомассаж

Обучение логопедическому массажу лица начинается с проработки ушей на 10 счетов. Уши медленно оттягивают вперед и назад, затем совершают несколько круговых движений по щекам и по подбородку в течение минуты. Нижнее и верхнее веко поглаживают около 50 секунд, а область вокруг глаз проходят круговыми движениями. Начинают от внутреннего уголка глаз и до верхнего века. По крыльям носа совершают до 20 несильных нажатий. В завершение нужно открыть рот и сделать 5 быстрых и резких движений нижней челюстью в правую и в левую сторону.

Разминка перед массажем

Сразу приступать к занятию, минуя разминку, логопеды не рекомендуют. Этот этап помогает создать правильный эмоциональный настрой у ребенка, разогреть лицевые мышцы и подготовить речевой аппарат. Разминку нужно проводить на протяжении нескольких минут каждый день.

Состоять она должна из:

  • дыхательной гимнастики;

  • простых упражнений, активизирующих мимическую мускулатуру.

Среди способов проведения логопедической разминки самым эффективным считается игровой. Например, ребенку ставят задачу изобразить конкретного героя из сказки или мультфильма, пользуясь только мимикой своего лица.

Логопедический массаж при дизартрии

Поскольку данная речевая патология в большинстве случаев бывает вызвана микроскопическими повреждениями тканей мозга, дети с этим диагнозом должны находится под постоянным наблюдением логопеда-дефектолога, заниматься в группе или индивидуально.

В домашних условиях логомассаж проводится по такому алгоритму:

  1. Поочередное разминание и поглаживание лба правой рукой с помощью зигзагообразных движений от линии роста волос к переносице, а левой – по тому же принципу, но стимулировать зону от центра к вискам.
  2. Разминание носа. Затылок ребенка должен упираться в руку массажиста, пока тот создает эффект вибрации за счет поступательных спиралеобразных движений от крыльев к основанию носа.
  3. Растирание скул. Данный этап выполняется двумя руками одновременно. Задача массажиста – проработать зоны от нижней челюсти до нижнего века, воздействуя на участки ушей и скул. Для этого задействуются только большой и указательный пальцы.
  4. Вибрация лицевых мышц. Массажист становится позади ребенка, расположив пальцы с обеих сторон нижней челюсти, и создает быстрыми пульсирующими движениями мягкую вибрацию.
  5. Простукивание носогубного «треугольника». Массаж делают согнутым указательным пальцем, двигаясь по часовой стрелке.

Комплекс массажных упражнений

После массажа желательно перейти к специальным упражнениям, которые не только закрепляют эффект от процедур, но и позволяют развить речевой аппарат, улучшают моторику, двигательную функцию мышц.

Для губ

Упражнения для улучшения подвижности губ включают в себя:

  • медленные поглаживания от середины к уголкам;
  • плотное смыкание губ, после чего по ним проходят легкими постукиваниями. Повторить не более 4 раз;
  • 3-4 спиральных движения указательным пальцем. Ведем от середины губ к уголкам. Выполняется при сомкнутых или приоткрытых губах;
  • сомкнутые и вытянутые вперед губы;
  • круговые движения пальцев в уголках рта (5-7 повторов);
  • поглаживание с легким нажатием.

Движения должны быть направлены на стимуляцию мышечной ткани, поэтому слишком медленные и мягкие поглаживания желательно не использовать.

Для языка

Упражнения для работы с языком подразделяются на несколько комплексов. Первый — это классическое массирование, дополненное вибрационными похлопываниями в течение 15 секунд.

Второй начинается с расслабляющего массирования, включающего:

  • надавливание на подчелюстную ямку в течение 15 секунд;
  • проведение пальцами от середины подбородка к краю скулы.

Затем с использованием салфетки одной рукой придерживают язык за кончик, а второй массируют. Движения — прямолинейные, спиралевидные или круговые. Направление:

  • от центра к кончику и в стороны;
  • поперек.

После этого переходят к перекатыванию языка, пощипыванию краев, поглаживанию всей поверхности и поглаживанию подъязычной зоны. Десну проходят в горизонтальном направлении.

Третий комплекс упражнений требует использование зубной щетки. Если у малыша язык слабый, то движения проводят от краев к центру. При напряженных мышцах приемы совершают от центра в стороны. Ребенка просят высунуть язык. Если имеется патология, то язык через некоторое время отклонится в сторону. Сторона отклонения — спастическая, и ее нужно прорабатывать поглаживаниями, мягкими растираниями и вибрациями. Воздействие на нее минимально. Вторая сторона — вялая, и ее нужно стимулировать сильными пощипываниями и надавливаниями.

Во время проработки язык удерживают 2 пальцами левой руки. Тыльной стороной зубной щетки проводят в разных направлениях волнообразными, спиралевидными и прямыми движениями.

Читать также…. Виды и особенности лимфодренажного самомассажа

Для ушей

На ушах расположено много биологически активных точек, и воздействие на них позволяет улучшить слух и зрение, речь, память, концентрацию внимания. Детский массаж ушей может выполняться как родителями, так и самостоятельно уже подросшими малышами.

При проведении обязательно соблюдать последовательность:

  • мочку размять и потянуть вниз;
  • размять завиток;
  • хорошо растереть внутреннюю и наружную поверхность;
  • скрутить ушную раковину, потянув вперед и назад, вверх и вниз;
  • сделать несколько круговых движений ушами.

Упражнения можно повторять несколько раз в день, а лучшее время для проведения — утро и вечер.

Для шеи и рук

Массирование шеи выполняется из положения лежа. Голова должна лежать ниже уровня плеч. Шею поддерживают одной рукой, другой совершают медленные вращательные движения головой в стороны. Затем плавно поворачивают голову вправо, влево, вперед и назад. Не более 5 повторов для каждой стороны. После этого переходят к поглаживанию задней поверхности от линии роста волос вниз и в стороны. Увеличивая нажим, совершают разминания и растирания сверху вниз.

Массаж рук рекомендован с двухмесячного возраста. Начинают с массирования суставов пальцев, затем на каждую подушечку нажимают до 10 раз. Сила нажима увеличивается постепенно. За нажатиями следуют круговые движения по ладошке и поглаживания от центра к краям. Дополнительно можно пкрутить пальцами, сделать несколько сгибательно-разгибательных движений или массировать от основания ладони вверх.

При гипотонусе мышц языка

Нарушение тонуса у детей нередко проявляется ухудшением функциональности мышц языка. Причем более распространенной проблемой в логопедии считается гипертонус. Низкая возбудимость волокон встречается, как правило, в локальных языковых мышцах (например, у корня или кончика языка, справа или слева).

Во время лечебного массажа, показанного при гипотонусе языка, следует обращать внимание на:

  • направление движений – они производятся от корня к периферии;
  • силу приема – упражнения должны носить стимулирующий характер, быть достаточно активными и интенсивными;
  • растирание и разминание – предпочтительные методики;
  • повышенное слюноотделение – перед массажем следует заранее позаботиться о мерах по устранению избыточной жидкости в ротовой полости, которая часто встречается при гипотонусе языка.

При заикании

Логомассаж для детей в домашних условиях при заикании проводится для снижения степени напряженности лицевой мускулатуры, активации речевых центров и общего улучшения состояния. В выборе подходящей методики логопеды чаще отдают предпочтение классической.

При заикании ребенку массируют определенные участки тела для их расслабления. Как правило, это напряженные шейные мышцы и плечевой пояс, которые способствуют повышению тонуса корня языка и мускулов мышц нижней челюсти.

Положительно сказывается на артикуляции разминание мышц черепа, грудной клетки, спины. Поскольку при логоневрозе (именно этим термином врачи именуют заикание) преследуется цель активизировать обменные процессы, расслабить мускулатуру и улучшить циркуляцию крови, важно комплексное воздействие на организм ребенка.

Помимо классических приемов, специалисты нередко прибегают к точечному массажу, который предполагает стимулирование конкретных участков речевого центра, снижение уровня возбудимости. Лечение логоневроза массажем обычно составляет 14-20 дней. С целью профилактики курс проводят не менее 2-3 раз за год.

При ЗРР

Логомассаж для детей с этим диагнозом предполагает использование традиционных техник. Воздействие на мускулатуру осуществляется путем поглаживания, разминаний и вибрации.

При задержке речевого развития массажировать нужно все части лица с повторением каждого движения 8-10 раз:

  • Лоб стимулируется ладонью, поглаживающими движениями, направленными от середины к вискам, или вибромассажером от бровей к верху.
  • Массирование щек должно представлять собой легкое потягивание тканей от уголков рта по мускулатуре, направленной к вискам. Затем поглаживают участки от линии скул до подбородка.
  • На область носа и носогубной складки воздействуют поглаживающими и легкими вибрационными движениями, переходя к уголкам рта.
  • Кожу на участке над верхней губой следует плавно растягивать и растирать большими пальцами рук.

Как делать логопедический массаж самостоятельно

Ниже приведём несколько вариантов, которые вы можете делать дома самостоятельно. Единственное, мы настоятельно рекомендуем один раз прийти к нам, чтобы логопед проверил всё ли вы делаете правильно. Заодно специалист даст рекомендации конкретно для вашего случая.

Перед тем как делать логопедический массаж в домашних условиях, нужно хорошо проветрить помещение. Другим важным моментом является отсутствие каких-либо болезненных ощущений — все манипуляции должны быть безболезненными.

Метод логопедического массажа по Э.Я. Сизовой

Все манипуляции выполняется чистыми, тёплыми руками, не менее двух раз в день (утром и вечером). Берём не более 5–7 упражнений. Начинаем и заканчиваем массаж поглаживанием.

Упражнения для губ:

  • Поглаживаем верхнюю губу от середины до уголков рта, обратно не возвращаемся (5–7 раз). Движения выполняются медленно, без нажима.
  • Делаем то же самое с нижней губой;
  • Смыкаем губы и проводим их поглаживание от середины до уголков рта (5–7 раз).
  • Делаем лёгкое постукивание по губам от середины до уголков рта обеими руками (3–4 раза).
  • Выполняем спиралевидные движения по губам от середины до уголков рта (3–4 раза). Их можно делать на каждой губе отдельно или на сомкнутых губах. Носогубный треугольник не трогаем.
  • «Утёнок» — губы сомкнуты и чуть-чуть вытянуты. Выполняется лёгкое пощипывание губ (5–7 раз).
  • «Точечный массаж в уголках губ» — пальцы кладутся на уголки губ и делаются круговые движения на одном месте (5–7 раз).
  • Смыкаем губы и выполняем их поглаживание от середины до уголков рта (5–7 раз).

Для нижней челюсти:

  • Поглаживание двумя пальцами от середины нижней челюсти к скулам (5–7 раз).
  • Лёгкое постукивание двумя пальцами от середины нижней челюсти к скулам (5–7 раз).
  • Спиралевидные движения двумя пальцами от середины нижней челюсти к скулам (5–7 раз).
  • Лёгкое пощипывание пальцами от середины нижней челюсти к скулам (5–7 раз).
  • Поглаживание двумя пальцами от середины нижней челюсти к скулам (5–7 раз).

Для языка:

  • Поглаживание высунутого языка, его боковых краёв от центра до середины (5–7 раз).
  • Похлопывание высунутого языка от середины вниз вторым и третьим пальцами горизонтально (5–7 раз).
  • Постукивание высунутого языка, его боковых краёв от центра до середины (5–7 раз).
  • Спиралевидные движения по высунутому языку от середины к кончику языка (5–7 раз).
  • Пощипывание лёгкими движениями кончика языка (5–7 раз).
  • Поглаживание высунутого языка, его боковых краёв от центра до середины (5–7 раз).

Для нёба:

  • Поглаживание нёба от зубов в глубину ротовой полости до мягкого нёба (5–7 раз).
  • Лёгкое постукивание нёба от зубов в глубину ротовой полости до мягкого нёба (5–7 раз).
  • Зигзагообразные движения (вправо-влево) по центральной линии нёба (5–7 раз).
  • Спиралевидные движения по центральной линии нёба (5–7 раз).
  • Поглаживание нёба от зубов в глубину ротовой полости до мягкого нёба (5–7 раз).

Массаж зубной щёткой

Он требует небольшой подготовки. Прежде всего, необходимо купить саму зубную щётку. Она должна быть чистой и специально предназначенной для занятий, а не для чистки зубов. Ворс у щётки должен быть мягким. Дополнительно потребуется купить бинт. Перед занятием нужно будет сделать несколько тампонов. Их подкладывают под язык для сбора слюны, которая будет активно выделяться во время массажа. Важно вовремя сменять тампоны новыми. Это потребуется делать приблизительно каждые 2 минуты.

Если в качестве массажиста выступает мама маленького ребёнка, чтобы расслабить малыша нужно проводить все упражнения в активном контакте-общении. Можно напевать песню, рассказывать сказку, включить классическую музыку, положить любимые игрушки. Нужно подстраиваться под своего ребёнка.

В основе всех массажных упражнений лежит поглаживание и лёгкая вибрация. С помощью последнего удаётся достичь расслабления мышц, которые находятся в гипертонусе. Поглаживания выполняют спиралевидными или круговыми движениями. Надавливания не должны быть сильными.

В том случае, когда логопедический массаж выполняется ребёнку больным ДЦП, нужно подобрать правильную позу. Она может быть такой:

  1. Лёжа на спине. Обязательно под голову нужно положить валик. Нижние конечности должны быть согнуты в коленях.
  2. Позиция эмбриона.
  3. На животе. В область груди ложится валик.

При выполнении массажа при ДЦП техника массажа направлена на релаксацию мышц языка. Дополнительно производится воздействие на скуловые мышцы, носогубную складку и подчелюстные мышцы.

Массаж с помощью ложек

Важным условием любого массажа является чистота рук и инструментов, которые специалист будет использовать во время выполнения процедуры. Логопедический массаж ложками выполняется при помощи обычных столовых приборов. Единственное условие: отсутствие узоров и прочих выступающих элементов на ложке, которые могут травмировать слизистую.

Для выполнения массажа потребуется взять 2 чайные ложки и несколько про запас на тот случай, если они будут падать на пол.

Родители должны понимать, что при проблемах с речью в массаже в большей степени нуждается язык, но без активизации всего речевого аппарата невозможно добиться должного результата. Все упражнения повторяются по 8 раз. Техника выполнения логопедического массажа ложками следующая:

  1. Поглаживание висков ребёнка выпуклой стороной ложки. Движения должны быть направлены по часовой стрелке.
  2. Лёгкое поглаживание глазных впадин округлой стороной ложки. Ложку ведут изначально вдоль надбровной дуги по направлению к внешнему уголку глаза. Возврат ложки осуществляется под глазом.
  3. Выпуклой стороной столовых приборов производится поглаживание щёк ребёнка.
  4. Спиральные движения выпуклой стороной прибора в области виска. В завершение можно сделать несколько лёгких нажатий (нужно быть очень аккуратным).
  5. Жевательные и подбородочные мышцы разминают круговыми движениями округлой стороной ложки.
  6. Кончиком столового прибора нужно «поскрести» по верхней, а затем по нижней губе. После этого делают частые нажатия.

При выполнении массажа у большей части детей наблюдается обильная саливация, поэтому необходима работа по преодолению слюнотечения:

  1. Научить детей хорошо жевать, глотать вначале на собственном примере. Можно выполнять сначала пассивное движение, брать ребёнка за подбородок и как бы делать жевательные движения вверх-вниз несколько раз в день. Для научения процессу глотания можно использовать соску. Сначала вкладываем её в рот малышу, потом нажимаем на неё, чтобы полилась жидкость, вытаскиваем и проделываем массирующие движения в области шеи пока ребёнок не сглотнёт. Стараться меньше давать малышу протёртую пищу, а чаще варёное мясо, сушки.
  2. Научить подсасывать слюну и почаще проглатывать слюну одним толчком перед выполнением упражнений.

Важно правильно завершить сеанс массажа. Для этого нужно погладить руками лицо и похвалить ребёнка. Хорошим заключением процедуры считается любимая игра или небольшой сюрприз в виде наклейки. Положительный настрой малышу будет гарантирован, и в следующий раз он будет без проблем соглашаться на процедуру, зная, что после неё последует вознаграждение.

При наличии глубоких патологий (ринолалия, ДЦП), касающихся речевого аппарата, самостоятельно предпринимать попытки исправить дефект не рекомендуется. Каждый ребёнок, как и его клиническая картина, индивидуальны и требуют особого подхода для развития речи, коррекции и лечения нарушений.

При ДЦП

Массаж органов артикуляционной системы необходим для стимулирования периферического отдела речевого анализатора и лобной доли ЦНС. Основная задача, которую ставят перед собой логопеды, занимающиеся с такими детьми, заключается в улучшении подвижности языка и нижней челюсти, чувствительности неба, внутренней стороны щек, гортани.

При ДЦП рекомендован зондовый массаж с захватом жевательной мускулатуры и круговой мышцы рта. В случае невысокой подвижности языка, короткой или деформированной подъязычной связки производятся круговые движения с попеременными надавливанием на обе стороны нижней челюсти. Также полезно оттягивание губ для укрепления их тонуса, поколачивание снизу вверх по челюстно–подъязычным мышцам.

Массажу языка с помощью зонда должно предшествовать определение точек, воздействие на которые провоцирует рвотный рефлекс, спазмы или судороги.

Результаты домашнего массажа

Занятия с ребенком позволяют:

  • нормализовать работу челюстно-лицевых мышц;
  • снизить степень выраженности речевых дефектов в сложных случаях;
  • активизировать группы мускулов с недостаточной сократительной способностью, которые принимают участие в процессе артикулирования;
  • добиться лучшей координации движений ребенком и укрепить глоточный рефлекс.

Прохождение курса логомассажа для детей при учете всех рекомендаций специалиста, позволяет даже в домашних условиях добиться сдвига в работе артикуляционного аппарата и развитии речи.

Логопедический детский массаж в домашних условиях

Если нет возможности постоянно заниматься со специалистом, то технику логомассажа можно освоить в домашних условиях. Для этого необходимо пройти специальные курсы или попросить помощи у опытного логопеда. Профессионалы своего дела обучат минимальному комплексу приемов и упражнений для правильного развития речевого аппарата. Такой опыт в будущем поможет родителям не один раз.

Как проводится массаж в домашних условиях?

  1. После постановки диагноза составляется индивидуальный план занятий с крохой. Взрослые выбирают подходящие упражнения. Так, при гипотонусе лицевых мышц будет применяться совсем другая тактика, чем при неконтролируемом слюноотделении.
  2. Подготавливается помещение для процедуры. Его необходимо убрать и проветрить.
  3. Инструменты для процедуры (зубная щетка, шпатель, ложки) тщательно моются и обрабатываются кипятком.
  4. Если процедура выполняется в ротовой полости, необходимо надеть чистые медицинские перчатки.
  5. Родитель моет руки с мылом и обрабатывает их спиртосодержащим антисептиком.
  6. Ребенок находится в полусидячем положении с мягким валиком под шеей.
  7. Лучшие движения: поглаживание, растирание, легкая вибрация. Необходимо следить за настроением малыша. Массаж не проводится, если кроха не в духе. Время проведения логомассажа регулируется, согласно детскому возрасту. Если у малыша нет признаков аллергии, можно использовать ароматические масла (масло лаванды – успокаивает, масло лимона – тонизирует и запускает мозговую активность). Для грудничков целесообразнее использовать не масла, а присыпки.
  8. По окончании сеанса важно похвалить кроху, сказать ему приятные слова. Можно поиграть с ним в любимые игры. Такие действия сформируют в детском сознании доброжелательное отношение к занятиям.

Приведем пример простых массажных упражнений, которые способствуют укреплению артикуляционных мышц. И его легко провести с ребенком дома.

Все движения повторяются восемь-десять раз и проводятся «от центра» к периферии. Включают поглаживания, разминания, растирания и пощипывания.

  1. Легкие поглаживания верхней части плечевого пояса (в направлении снизу вверх).
  2. Поглаживание подбородка и нижней части лица (в направлении от центра в ушам)
  3. Массаж губ: поглаживание поочередно верхней и нижней губы в направлении от середины к уголкам. Поглаживание носогубных складок (в направлении от уголков губ к носу). Затем легкое пощипывание губ в направлении от середины к уголкам.
  4. Массаж лица. Поглаживание от середины к вискам лба, затем от середины к волосам. Поглаживание бровей, щек. Разминание щечной и скуловой мышцы – (круговые движения по спирали от центра к ушам). И завершаем пощипыванием щек.
  5. Массаж языка. Включает мягкие круговые движения по разминанию языка от кончика к середине (спереди и по боковым краям). Затем делаются потягивания языка (держа за кончик) — вверх, вниз, влево, вправо. И «причесываем» язык зубной щеткой движениями из глубины к низу. Заканчиваем массаж разминанием – сжиманием языка с боков в направлении «от боков к середине».

Детский логопедический массаж дома дает хорошие результаты в сочетании с артикуляционной гимнастикой. А если добавить дыхательную гимнастику, физиотерапию, разучивание специализированных игр и скороговорок и материнскую заботу, наблюдается просто поразительный прогресс в развитии речи. Врачи советуют родителям не отчаиваться, а изучать техники логомассажа. Этот бесценный опыт не раз выручит маму или папу даже во время воспитания здорового малыша.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]